Биологический Факультет МГУ

Научно-Творческое Объединение "Молодые Биологи - Школе"

8 Выездной турнир по биологии 1990 г.


9 класс

(Информации о варианте 10 (по старой системе нумерации) класса в архиве ШБО не обнаружено.)

1. У многих животных встречаются гаремы (гарем - устойчивая группа, в которой на одного половозрелого самца приходится от нескольких до нескольких десятков половозрелых самок). Каковы преимущества и недостатки подобного образа жизни?

2. В чем состоят недостатки выращивания одной культуры на одном и том же поле в течение нескольких лет? Какие способы борьбы с этими недостатками Вы можете предложить?

3. Имеется две систематически близкие группы, и есть некоторый признак, имеющийся у одной из групп (А) и отсутствующий у другой (Б). Как установить, появился ли этот признак у А или исчез у Б после расхождения этих групп?

4. Представьте, что Вам необходимо оценить минимальную летальную дозу некоторого продукта, смертельного для человеческого организма. Предложите методы решения этой проблемы

5. Какими способами растения могут регулировать количество поглощаемого ими света?

6. Некоторые организмы живут в условиях с низким содержанием кислорода, другие могут переносить лишь временный дефицит кислорода. Благодаря каким приспособлениям это удается и тем, и другим?

7. Исследуя больных с различными заболеваниями органа А, ученые установили, что при гипертрофии органа А концентрация вещества В в железе С завышена по сравнению с нормой, а при недоразвитии - занижена. Однако, когда с целью излечения недоразвития органа А больным ввели вещество В (непосредственно в этот орган), увеличения органа, и, стало быть, излечения, не наблюдалось. Как Вы можете это объяснить?


8 класс (по старой системе нумерации!)

1. Каким образом распашка луга может привести к снижению численности некоторых растений на соседнем лугу?

2. Благодаря каким приспособлениям водные животные могут удерживаться на нужной глубине?

З. Роберт Кох утверждал, что данный микроорганизм является возбудителем данного заболевания тогда и только тогда, когда, выполнены следующие условия (так называемые постулаты Коха):

1. Микроб, предполагаемый в качестве возбудителя болезни, всегда должен обнаруживаться только при данном заболевании, не выделяться при других заболеваниях и от здоровых людей.

2. Данный микроб должен быть выделен в чистой культуры.

3. Чистая культура этого микроба должна вызывать у экспериментального животного болезнь с клинической и паталого-анатомической картинами, свойственными заболеванию человека.

Какие, по-Вашему, возможны исключения из этого правила?

4. Каковы недостатки стайного образа жизни и как эти недостатки преодолеваются в природе?

5. Известно, что число, видов в эстуариях (эстуарий - место смешивания морской и речной воды) очень мало по сравнению с рекой или морем. Чем это можно объяснить?

6. Какие особенности позволяют некоторым животным проводить часть жизни в воде, а часть на супе?

7. Как растения могут регулировать количество и скорость поглощения воды?


7 класс (по старой системе нумерации!)

1. Почему в среднеазиатских пустынях среди наземных позвоночных наибольший процент от числа видов - пресмыкающиеся?

2. Какими способами можно установить, чем питалось ископаемое животное?

3. В 1861 году отставной поручик Чебурков А.М. приехал в свою усадьбу, что в селе Большие Сачки. В прошлом храбрый офицер, Чебурков всерьез решил заняться хозяйством. Перед Вами выдержки из дневника поручика:

"1861 год. Вышел в отставку, хочу поправить дела в имении.
Сачки в полном упадке. Мужики обленились. Сплошные порубки,
потравы и нерачительное использование земли. Один луг в пойме
Вертлянки чего стоит! Экая прорва земли пропадает! Обязательно
нужно этот луг распахать и засеять.

1864 год. С тех пор, как я распахал тот проклятый луг, вот уже
три года поля рядом с ним не дают былого урожая. Влез в долги.
Боюсь разорения."

Как, по-Вашему, распашка луга может привести к снижению урожайности соседнего поля?

4. При совместном произрастании двух видов насекомоопыляемых растений, опыляемых одними и теми же опылителями, возникает опасность напрасной траты пыльцы, особенно, если численность одного или видов больше другого. Каким образом растения вида с меньшей численностью избегают этой опасности?

5. Как многоклеточные организмы (животные и растения) могут использовать свои отмершие клетки?

6. Как пойкилотерные (холоднокровные) животные могут направленно менять свою температуру?

7. Как растения одного вида могут регулировать свою численность?


5-6 классы (по старой системе нумерации!)

1. С какими особенностями образа жизни связано наличие у различных животных приспособлений типа крючков и присосок?

2. Какими способами животные добывают пищу, которую не могут увидеть?

3. Как животные могут защищаться от своих паразитов?

4. У некоторых растений в ненастную погоду могут закрываться цветки. Как Вы думаете, зачем это растениям?

5. Почему определение возраста растения по годичным кольцам иногда приводит к неверному результату?

6. С какими особенностями образа жизни может быть связано наличие на одном растении одновременно нескольких типов листьев, разных по форме и строению?

7. Известны животные, которые из всех частей растений употребляют в пищу лишь цветки. С чем может быть связана такая избирательность?