1. При переселении группы дафний в среду, отличную от той, в которой они жили прежде, размеры взрослых особей уже в следующем поколении увеличились вдвое, и этот эффект сохранялся в тех же условиях на протяжении нескольких поколений. Когда дафний возвратили в исходную среду, размеры их сохранились. Подобные результаты получены и для других видов, например, для форели и плодовой мушки - дрозофилы. Попробуйте объяснить результаты экспериментов.
2. Как живые организмы используют разности концентраций?
3. Колония бактерий кишечной палочки, выращенная на поверхности
твердой питательной среды, имеет вид концентрических кругов (см. рис.).
Почему колония в данном случае так выглядит?
4. Повышенная плотность внешних покровов живых организмов накладывает определенные ограничения на их рост. Каковы эти ограничения для разных покровов? Как разрешаются возникающие в процессе роста противоречия?
5. Токсичность (ядовитость) вещества характеризуют дозой, вызывающей гибель 50% получивших её животных - LD50. Для вещества Х два исследователя в Новгороде и в Нижнем Новгороде определяли его LD50 на мышах. Результаты получились у них разными. Чем это может быть вызвано?
6. С чем может быть связано то, что некоторые наследственные заболевания у разных людей протекают неодинаково тяжело, начинаются в разном возрасте? (Предложите несколько гипотез).
7. Некое растение стало активно распространяться с юга на север. Некое кормящееся только на нем насекомое до определенной широты строго сопровождало его, а затем внезапно перешло к питанию другими видами (из местной, естественно, флоры). Чем можно объяснить такое явление?
1. Известно, что после войн соотношение полов среди новорожденных меняется в сторону увеличения числа мальчиков. Как Вы думаете, какие механизмы могут обеспечивать подобную регуляцию? Предложите опыты на животных для проверки Ваших гипотез?
2. Зависит ли цветовое восприятие мира от цвета глаз? Предложите эксперименты для обнаружения и изучения этой зависимости.
3. Колонии разных микроорганизмов имеют различную форму /см. рис.2/,
характерную для данного вида /ее используют для определения микроорганизмов/.
Какие биологические особенности и как могут обуславливать форму колонии?
4. Профессор Бэджерсон решил восстановить численность исчезнувшей в Германии длиннохвостой неясыти. Он закупил в инкубаторах Польши, Венгрии и России 100 яиц этой птицы, вырастил на территории Германии птенцев и выпустил их в окрестностях маленького городка Фрайбурга. На следующий год, несмотря на тщательные исследования, профессор не нашел ни одного гнезда. Он еще раз проделал те же действия, но опять ничего не добился. В третий раз он нашел 5 гнезд, но из яиц в этих гнездах никто не вылупился. Как бы Вы объяснили такой исход этой акции?
5. В различных ситуациях у человека отмечаются судороги мышц /судорога - сильное, длительное, непроизвольное сокращение мышцы/, например: а/ от холода; б/ во время сна; в/ предсмертные; г/ при воздействии химических препаратов. Предложите механизмы возникновения судорог. Отличаются ли они в этих случаях?
6. Как Вы думаете, для выполнения каких функций клетки у многоклеточных животных и растений должны иметь особо крупные размеры, и для выполнения каких - особо мелкие?
7. Большинство морских планктонных организмов или прозрачны, или ярко окрашены /красные, синие, фиолетовые/. Каково, на Ваш взгляд, приспособительное значение того и другого типа их окраски?
1. На земном шаре можно выделить несколько территорий, существенно отличающихся по фауне наземных позвоночных. Например, хорошо известны отличия фауны Австралии и Новой Зеландии от фауны других материков. Будут ли такие различия сохраняться и для всех других групп наземных животных? От каких особенностей этих групп это зависит?
2. Многие виды жуков /божьи коровки, листоеды и другие/ зимуют большими скоплениями. Как жук узнает, где будет находиться такое скопление? Постарайтесь предложить как можно больше вариантов ответа.
3. У многих людей цвет глаз зависит от настроения и физического состояния. Предложите механизмы этого явления.
4. Какие функции организма могут осуществляться в результате гибели клеток?
5. У плацентарных млекопитающих во время беременности многие системы органов подвергаются изменениям. Какие системы и как изменяются?
6. У некоего вида лягушек есть две формы особей: с черным пятном на горле и без оного. При отлове лягушек в лесу и определении возраста оказалось, что в более старших возрастах больше лягушек с пятном на горле. С чем это может быть связано?
7. Как животные опознают своих родственников?
1. Каковы могут-быть функции крика детёнышей у разных животных?
2. Известно, что у одних видов высших ракообразных клешни одинаковых размеров, а у других одна из клешней более развита /иногда намного более/. С чем это может быть связано?
3. Многие позвоночные и беспозвоночные животные питаются, соскребая водоросли с различных твёрдых поверхностей. При этом скребущие части их ротового аппарата быстро изнашиваются. Как разные животные с этим борются?
4. Мальчик Леша поставил рядом 2 аквариума одинакового размера. В один из аквариумов он посадил двух тритонов, в другой - одного. Каждому тритону полагалось по одной чайной ложке мотыля в неделю. Через год одинокий тритон вырос значительно больше, чем любой из сидевших вместе. Почему?
5.
а/ речной рак, дафния, рыбка гуппи, тля;
б/ человек, планария, бычий цепень, стрекоза;
в/ амёба, гидра, собака, прыткая ящерица.
Что общего у животных, собранных в одну группу? Для животных каждой
из этих трёх групп постарайтесь перечислить как можно больше общих признаков.
6. На графиках 1-4 показано изменение температуры тела в течение
суток у 4 разных насекомых, обитающих в одной местности /температура
регистрировалась миниатюрным датчиком, прикрепленным к груди насекомого/.
На графике 0 показано изменение температуры поверхности почвы на опушке
леса в той же местности. Опишите образ жизни каждого из этих насекомых,
объясняя ход соответствующего графика.
7. Участок леса площадью 10 га огородили сплошным забором и накрыли сверху мелкоячеистой металлической сеткой. Затем на этой территории выловили всех млекопитающих. Опишите последствия /считая, что никакое животное крупнее пчелы извне на огороженную территорию проникнуть не может/: а/ через год, б/ через 10 лет.
1. Какие органы и ткани служат для накопления запасных веществ у животных? Приведите примеры.
2. Как могут фотосинтезировать цветковые растения с незелёными листьями? Приведите примеры таких растений.
3. Кифа Мокиевич предложил вывести из сорняков "растения-помощники", которые помогали бы культурным растениям расти. Как Вы думаете, какие свойства сорняков можно при этом использовать?
4. Как разные животные используют восходящие потоки воздуха?
5. Цветки некоторых растений изменяют свой цвет за время цветения /например, с бледно-розового через красный до фиолетового/. С чем это может быть связано?
6. Перечислите способы, которыми растения защищаются от поедающих их животных.