Научно-творческое объединение "Молодые биологи - школе" при Биологическом факультете МГУ

Выездной турнир по биологии 1994 г.


6-7 классы

1. Какие Вы знаете лазающие растения? Какие приспособления к такому образу жизни у них есть?

2. Есть животные, умеющие передвигаться по вертикальным поверхностями и потолку. Что это за животные и как им это удается?

3. Плоды цветковых растений можно разделить на четыре типа с точки зрения расположения в плоде семяпочек /будущих семян/ и внутреннего разделения плода. На рисунке представлены схематически срезы плодов этих типов N1 - "апокарпный", N2 - "синкарпный", N3 - "паракарпный", N4 - "лизикарпный". Какие Вы знаете плоды таких типов? К какому из типов относятся: помидор, кабачок, огурец, тыква, горох, капуста, лимон, яблоко?

4. Для чего и как животные могут изменять форму своего тела?

5. В каких случаях одни органы растения берут на себя функции других органов? С какими особенностями образа жизни таких растений это может быть связано? Приводите примеры.


8 класс

1. В популяциях рыбки гуппи в молодом возрасте больше самок, чем самцов, а среди старых особей больше самцов, чем самок. Как Вы думаете, почему?

2. Представьте, что Вам привезли откуда-то неизвестное вам заспиртованное беспозвоночное. Какими соображениями Вы будете руководствоваться, выясняя вопрос о том, чем и как это животное питалось?

3. Как Вы думаете, какие преимущества может давать растениям и животным поселение их на поверхности тел других растений или животных, если "поселенцы" не едят "хозяев"?

4. Одни растения цветут долго /до нескольких месяцев/, а другие - не более нескольких дней или даже часов. С какими особенностями их образа жизни можно связать такие различия?

5. 0т чего защищают растительную почку ее чешуйки? Известно, что не от холода, - измерение температуры внутри почки показывает, что она не отличается от температуры окружающего воздуха. Предложите и обоснуйте как можно больше гипотез, объясняющих, для какой цели служат эти чешуйки.

6. Семейство жужелиц очень разнообразно. Исходной формой был, видимо, хищный жук, длиной 8-12 мм, бегавший по поверхности почвы и подстилки. Он имел хорошо развитые крылья, глаза и усики, темную окраску тела и слегка упрощенное к спинке и брюшку тело. Далее в ходе эволюции возникли жужелицы, живущие:
1/ в толще почвы /хищные/
2/ на растениях /растительноядные/
3/ в пустынях в толще песка и на поверхности /хищные/
4/ на обнаженных влажных берегах водоемов /хищные/
Как, по-Вашему, должно было измениться строение жужелиц в каждом из описанных случаев?

7. Какие животные и зачем роют почву?


9 класс

1. Заражение больших полей грибами-паразитами происходит примерно раз в 3-5 лет, и при этом поражаются практически все растения. В то же время на маленьких участках, где выращиваются те же растения и применяются те же агротехнические приемы, уровень поражения этими грибами постоянно держится в районе 5-10%. Как бы Вы объяснили эти различия? Постарайтесь придумать как можно больше вариантов ответа.

2. У некоторых животных описан каннибализм - поедание особей своего же вида. Это явление кажется на первый взгляд очень вредным. Почему же каннибализм сохраняется?

3. Какие морфологические, анатомические и физиологические приспособления развились у позвоночных, ведущих древесный образ жизни?

4. Как Вы думаете, каким заболеваниям человека дало почву возникновение у него прямохождения?

5. У первых кольчатых червей все сегменты тела, кроме первого и последнего, были одинакового строения. Но среди современных кольчатых червей есть и такие, у которых сегменты различны по строению. Как Вы считаете, зачем нужны эти различия? Как они могут быть связаны с их образом жизни?

6. Перечислите приспособления /механические/, с помощью которых животные сохраняют свою форму,

7. Дама N решила как-то похудеть. Она выбрала малокалорийную диету, начала заниматься гимнастикой. И через неделю с удовольствием обнаружила, что похудела на 5 кг. Однако за последующий месяц, хотя она не нарушала диеты и продолжала занятия, похудеть удалось лишь еще на 1 кг. Далее снижение веса происходило так же медленно. Как бы Вы объяснили такую нестабильность в результатах похудания дамы N?


10 класс

1. Часто говорят, что "палеонтологическая летопись" позволяет восстановить непрерывный ход эволюции живых организмов. Однако обычно картина распределения палеонтологических останков бывает иной. В течение длительных временных интервалов /5-100 млн. лет/ таксон остается неизменным, после чего останки представителей этого таксона перестают встречаться. За короткое время и без каких-либо переходных форм возникают новые группы организмов, сохраняющиеся почти без изменений в продолжение длительного времени и так же без остатка и прямого продолжения исчезающие. Как бы Вы объяснили это явление?

2. Каковы, по-Вашему, могут быть преимущества и недостатки пищевой специализации у:
а/ хищников
б/ паразитов
в/ растительноядных животных?

З. У некоторых насекомых и ракообразных наряду со сложными фасеточными глазами имеются мелкие простые глазки. Как Вы думаете, почему эти глазки не исчезли? Какие функции, по-Вашему, они могут выполнять?

4. В организме человека клетки одних тканей плотно соприкасаются и даже скреплены друг с другом, других - соприкасаются небольшими участками поверхности, а третьих - не соприкасаются вообще. Приведите примеры тканей таких типов. Как в каждом случае способ соединения клеток связан с функцией данной ткани?

5. Вам привезли откуда-то неизвестную птицу или зверя. Какими способами и по каким признакам Вы бы определяли, ведет этот зверь или птица в природе дневной или же ночной образ жизни? Если есть необходимость, предложите опыты, с помощью которых, по Вашему мнению, возможно это выяснить наиболее достоверно.

6. Где в телах живых организмов встречаются кристаллы? Для каких целей они, Вы думаете, могут там быть нужны и как используются?

7. Существуют растения, приспособленные к периодическим пожарам в том месте, где они растут. Приведите примеры таких растений. Какие приспособительные особенности позволяют им переносить регулярные выгорания?


11 класс

1. Где в живой природе встречается спиральное свертывание или наматывание чего-то на что-то?

2. Способы защиты растений от паразитов можно разделить на две большие группы:
а/ растение избегает контакта своих тканей с паразитом;
б/ в ответ на повреждение, наносимое паразитом, в организме растения развивается защитная реакция, направленная на его уничтожение. Приведите примеры из каждой группы и попробуйте предложить их классификацию.

3. Известно, что фототаксис у одного и того же организма в течение его жизни может становиться из положительного отрицательным и наоборот. Как Вы думаете, с чем это может быть связано? Если можете, приведите примеры таких организмов.

4. По некоторым источникам, размножение у драконов происходит так: Золотая королева после оплодотворения откладывает яйца. В кладке может оказаться яйцо, из которого вылупится будущая Золотая королева. Из других яиц выводятся самцы и бесплодные самки разных цветов, но не золотого. Из части яиц никто не вылупляется. Как, по-Вашему, может происходить определение пола и окраски у драконов, если все изложенное выше соответствует истине? Какой эксперименты нужно поставить, чтобы проверить Вашу гипотезу? Постарайтесь предложить несколько вариантов ответа.

5. Известно, что при хирургических операциях на головном мозге человек находится в сознании и не чувствует боли. Считается, что в головном мозге нет болевых рецепторов. Как бы Вы, исходя из этого, объяснили, что голова все-таки иногда болит?

6. У одних животных видовое разнообразие паразитов мало, а у других - велико. Как Вы думаете, от чего оно зависит?

7. Известно, что в клеточные мембраны бывают встроены белки. Каковы могут быть их функции? Как они связаны с тем, что белки находятся в мембранах?