Турнир им. Ломоносова 1996 года


На данной странице вы можете ознакомиться со следующей информацией:


Конкурс по математике

Задачи

7-9 классы

  1. Из горячего крана ванна заполняется за 23 минуты, из холодного - за 17 минут. Маша открыла сначала горячий кран. Через сколько минут она должна открыть холодный, чтобы к моменту наполнения ванны горячей воды налилось в 1,5 раза больше, чем холодной?
  2. Длина высоты AB прямоугольной трапеции ABCD равна сумме длин оснований AD и BC. В каком отношении биссектриса угла ABC делит сторону CD.
  3. На каждом километре шоссе между сёлами Ёлкино и Палкино стоит столб с табличкой, на одной стороне которой написано, сколько километров до Ёлкино, а на другой - до Палкино. Боря заметил, что на каждом столбе сумма всех цифр равна 13. Каково расстояние от Ёлкино до Палкино?

10-11 классы

  1. Каких чисел больше среди всех чисел от 100 до 999: тех, у которых средняя цифра больше обеих крайних, или тех, у которых средняя цифра меньше обеих крайних?
  2. В круге провели несколько (конечное число) различных хорд так, что каждая из них проходит через середину какой-либо другой из проведённых хорд. Докажите, что все эти хорды являются диаметрами круга.
  3. Существует ли выпуклый многогранник, имеющий 12 рёбер, которые соответственно равны и параллельны 12 диагоналям граней куба?

Дополнительные задачи (для всех классов)

  1. Найдите сумму величин углов MAN, MBN, MCN, MDN и MEN, нарисованных на клетчатой бумаге так, как показано на рисунке.
    
    *-A-B-C-D-E
    | | | | | |
    *-*-*-*-*-*
    | | | | | |
    *-*-*-*-*-*
    | | | | | |
    *-*-*-*-*-*
    | | | | | |
    *-*-*-*-*-*
    | | | | | |
    M-N-*-*-*-*
    
    
  2. Дан бумажный круг. Можно ли с помощью ножниц разрезать его на несколько частей, из которых складывается квадрат той же площади? (Резать разрешается по прямым и дугам окружностей).
  3. На базаре продаются рыбки, большие и маленькие. Сегодня три больших и одна маленькая стоят вместе столько же, сколько три больших и одна маленькая вчера. Можно ли по этим данным выяснить, что дороже: одна большая и две маленьких сегодня, или пять маленьких вчера.
  4. Петя разрезал прямоугольный лист бумаги по прямой. Затем он разрезал по прямой один из получившихся кусков. Затем он проделал то же самое с одним из трёх получившихся кусков и т.д. Докажите, что после достаточного количества разрезаний можно будет выбрать среди получившихся кусков 100 многоугольников с одинаковым числом вершин (например, 100 треугольников или 100 четырёхугольников и т.д.).

Решения задач конкурса по математике

7-9 классы

1. Чтобы горячей воды в ванне оказалось в 1,5 раза больше, чем холодной, холодный кран должен наполнить 2/5 ванны, а холодный - 3/5 (чтобы узнать это, можно было обозначить объём ванной за 1, объём холодной воды за x; тогда x+1,5x=1, откуда x=2/5). Но тогда горячий кран должен быть открыт всего (2/3)*23=69/5 минут, а холодный - на (2/5)*17=34/5 минут. Значит, холодный кран нужно открыть через (69/5)-(34/5)=35/5=7 минут.

2.Докажем, что биссектриса угла ABC делит хорду DC пополам.

Пусть O - середина стороны DC. Проведём через точки A и O прямую, пусть M - точка пересечения этой прямой с прямой BC. Тогда треугольники AOD и MOC будут равны по второму признаку (DO=OC по условию, /AOD=/COM как вертикальные; /ADO=/OCM, так как прямые AD и BC параллельны). Это значит, что AO=OM, т. е. треугольник ABM - равнобедренный. Но биссектриса при вершине равнобедренного треугольника является медианой и высотой, откуда биссектриса угла ABC проходит через середину AM, то есть точку O, и значит делит DC на равные части (т. к. O - середина DC).

3. Пусть расстояние от Ёлкино до Палкино n километров (по условию, n-целое). Занумеруем столбы от Ёлкино до палкино по порядку. Рассмотрим 9-й столб, т. е. столб, отстоящий от Ёлкино на 9 километров (ясно, что n>10). Тогда с одной его стороны написано 9, а с другой: n-9. На следующем столбе с одной стороны написано 10, а с другой: n-10. Если бы n оканчивалось не на 9, то n-9 оканчивалось бы не на 0, а значит суммы цифр чисел n-9 и n-10 были бы равны, но тогда на 9-ом столбе сумма цифр была бы на 8 больше, чем на 10-ом, что невозможно. Значит, n заканчивается на 9.

Если n>49, то сумма цифр на 49-ом столбе будет больше 13. Значит, для n есть только такие возможности: 19, 29, 39, 49.

Если n=19, то на 9-ом столбе сумма цифр будет равна 9+1+0=10 - противоречие.

Если n=29, то на 9-ом столбе сумма цифр будет равна 9+2+0=11 - противоречие.

Если n=39, то на 9-ом столбе сумма цифр будет равна 9+3+0=12 - противоречие.

Остаётся только одна возможность: n=49. Легко проверить, что в этом случае на всех столбах сумма цифр будет равна 13 (достаточно проверить это только для 9, 19 , 29, 39, и 49 столбов; подумайте, почему).

10-11 классы

1. Заметим, что если у числа a средняя цифра больше обеих крайних, то у числа 999-a средняя цифра меньше обеих крайних. Поэтому среди чисел от 100 до 999-100=899 одинаковое количество чисел с наибольшей средней цифрой и с наименьшей средней цифрой (их можно разбить на пары). Но остались ещё числа от 900 до 999. Ясно, что среди них нет чисел с наибольшей средней цифрой, но есть с наименьшей, например 901. Поэтому больше тех чисел, у которых средняя цифра меньше обеих крайних.

2. Заметим, что чем меньше расстояние от центра O окружности до хорды, тем больше длина хорды. Так как хорд конечное число, то среди них есть наименьшая по длине, скажем, AB. По условию, она проходит через середину K некоторой другой хорды, скажем, CD. Если точка пересечения AB и CD не является также и серединой AB, то расстояние от точки O до CD будет, очевидно, больше, чем расстояние от O до AB (т. к. OK будет больше длины перпендикуляра, опущенного из точки O на AB), следовательно, хорда CD имеет меньшую, чем AB, длину - противоречие. Значит, CD проходит через середину AB, откуда перпендикуляры, опущенные из точки O на эти хорды, совпадают. Это возможно, только если AB и CD совпадают, или если AB и CD пересекаются в центре. Первое невозможно, значит AB и CD - диаметры. Точно также доказывается, что все остальные хорды проходят через O.

3. Ответ: существует.
Пример. Построим куб, у которого рёбра в два раза больше, чем у исходного, и отметим середины его граней. Ясно, что можно построить октаэдр с вершинами в отмеченных точках, причём все его рёбра будут равны половинкам диагоналей граней построенного куба. Таким образом, этот октаэдр и является искомым.

Дополнительные задачи (для всех классов)

1. Заметим, что /MAN=/RES, /MBN=/QER, /MCN=/PEQ, /MDN=/NEP. Отсюда сразу видно, что /MAN+/MBN+/MCN+/MDN+ /MEN=/MES=45o

2. Допустим, что это можно сделать. Тогда край каждого кусочка состоит из отрезков и дуг окружностей. Для каждой дуги определим её "угловую меру", равную отношению длины этой дуги к радиусу, причём взятому с положительным знаком, если радиус-вектор, проведённый из центра окружности, торчит "внутрь" нашего бумажного кружочка, и с отрицательным, если он торчит во внешнюю сторону.

Теперь поставим в соответствие каждому кусочку сумму угловых мер его дуг. Нетрудно видеть, что если мы "состыкум" вместе два кусочка A и B, то сумма угловых мер кусочка A+B равна (сумма угловых мер кусочка A) + (сумма угловых мер кусочка B). Это происходит оттого, что если две дуги склеиваются, то сумма их угловых мер равна 0.

Отсюда мы получаем, что сумма угловых мер дуг на границе круга должна овпадать с суммой угловых мер дуг на границе квадрата. Но это не так: для круга это число равно 2p, а для квадрата - 0.

3. Обозначим "рыбные цены": сегодня большая рыба стоит bc, а маленькая mc. Вчера большая стоила bv, а маленькая - mv. Тогда из условий задачи имеем два уравнения

3bc+mc=5bv, 2bc+mc=3bv+mv.

Отсюда получаем:

5mv=(2bc+mc-3bv)5=10bc+5mc-3(3bc+mc)=bc+2mc.

То есть пять маленьких вчера стоили столько же, сколько одна большая и две маленькие сегодня.

4. Заметим, что при Петиных разрезаниях получаются только выпуклые многоугольники. Кроме того, заметим, что разрезая выпуклый n-угольник по прямой, мы получим да новых многоугольника с n1 и n2 вершинами соответственно и n1+n2<n+4 (это следует из того, что при обратном склеивании выпуклых n1 и n2-угольников "пропасть" могут не более 4 вершин). Значит, после того, как Петя сделает m-1 разрез, всего получится m многоугольников с общим количеством вершин не более 4+4(m-1)=4m. Пусть Петя сделал 3*99+1 разрез. Покажем, что тогда найдутся либо 100 треугольников, либо 100 четырёхугольников.

Предположим, что это не так. Действительно, пусть наши (3*99+1) многоугольника имеют n1, n2, n3*99+1 вершин соответственно, тогда

4(3*99+1)=n1+...+n3*99+1> 3*99+4*99+5((3*99+1)-99-99)

(т. к. среди чисел n1,... есть не более 99 равных 3, не более 99 равных 4, а остальные числа не меньше 5). Тогда

12*99+4>7*99+5*99+5,

поэтому 4>5 - противоречие. Значит, после 3*99+1 петиных разрезов найдутся 100 многоугольников с одинаковым числом вершин.

Конкурс по физике

Задачи

  1. С вышки высоты H прыгает каскадёр, привязанный шнуром. Длина и жёсткость шнура подобраны так, что каскадёр останавливается у самой земли. Совершив несколько колебаний, каскадёр зависает над землёй на высоте L. Найти максимальную скорость, которую каскадёр имел во время прыжка.
  2. В бутылку наливают воду до того места, где бутылка начинает сужаться, а сверху наливают керосин (керосин легче воды и не смешивается с ней). Затем бутылку несколько раз встряхивают и ставят на место. Как изменится давление на дно бутылки?
  3. Шарик от пинд-понга падает с Останкинской башни и упруго ударяется о землю. Определите ускорение шарика сразу после отрыва от земли. Качественно нарисуйте график зависимости ускорения от времени.
  4. Узкая пластинка длины L лежит на горизонтальном шероховатом столе. Пластинку начинают вращать с постоянной небольшой скоростью, прикладывая усилие (пальцем) сбоку у одного из концов пластинки. Определите, где находится точка, вокруг которой вращается пластинка.
  5. Рассмотрим такую модель часов. Луч света последовательно отражается от двух зеркал, расположенных параллельно на расстоянии L. Каждый раз, когда луч отражается от зеркала 2, срабатывает электронная схема, увеличивающая показания часов на 2L/c, c - скорость света.
    Покажите, что если придать этим часам некоторую скорость v в направлении, параллельном плоскости зеркал, то скорость хода часов уменьшится, и найдите, во сколько раз (это - известное "релятивисткое сокращение времени").
    (Напоминание: скорость света в любой системе отсчёта одинакова и равна c = 300000 км/сек).
  6. Как известно, в лунную ночь на воде образуется световая дорожка (там, где должно быть отражение Луны). Объясните (качественно) её форму. Как зависит её ширина от высоты волн (или ряби) на воде?
  7. Перед вами штангенциркуль. Определите (с его помощью) какому цвету - красному или зелёному соответствует меньшая длина волны света.
    Примечание: одним из первых, кто выссказал идею о том, что цвет определяется длиной волны, был Л. Эйлер. Он считал, что красному цвету соответствует меньшая длина волны, чем зелёному. Придумайте простой способ проверки этого. Прав ли был Эйлер?

Решения задач конкурса по физике

1. Скорость каскадёра будет максимальной в тот момент, когда будет максимальной его кинетическая энергия. Кинетическая энергия в каждый момент времени равна работе, совершённой над каскадёром внешними силами к данному моменту. Внешними силами, которые следует учитывать в этой задаче, являются сила тяжести и сила упругости шнура. Пусть длина шнура равна l, жесткость k, масса каскадёра m, ускорение свободного падения g. Если обозначить через x расстояние от вершины вышки, которое пролетел каскадёр к данному моменту времени, то работа силы тяжести к этому моменту равна mgx, а работа силы упругости пружины -kx2/2 . Работа силы упругости отрицательна, поскольку эта сила направлена против движения каскадёра. Получается выражение для кинетической энергии каскадёра

mv2/2=mgx-k(x-l)2/2=-(k/2)(x-((m/k)g+l))2+(m2g2/2k)+mgl

Значение этого выражения максимально и равно (m2g2/2k)+mgl, когда (x-((m/k)g+l))=0, то есть

m(vmax)2/2=(m2g2/2k)+mgl .

Откуда

vmax=((m/k)g2+2gl)1/2 .

Осталось выразить неизвестные нам здесь величины через данные задачи. Для этого перепишем условия задачи в виде уравнений, содержащих эти искомые величины. То, что каскадёр останавливается у самой земли, означает, что работа внешних сил равна 0, когда растяжение шнура равно H-l, то есть

0=-(k(H-l)2/2)+mgH .

То, что в конце концов каскадёр зависает на высоте L от земли, означает, что на этой высоте сила упругости шнура равна силе тяжести, то есть

k(H-L-l)=mg .

Для удобства вычислений обозначим u=k/m. Тогда наши условия можно переписать как два уравнения

u(H-l)2=gH, u(H-L-l)=g

относительно двух неизвестных l и u. Решив эту систему и подставив решение в выражение для максимальной скорости, получим ответ:

vmax=((g2/u)+2gl)1/2=g(H-L+(2H(L-(H/2)))1/2) .

2. Выберем столбик жидкости от поверхности до дна бутылки. До встряхивания такой столбик складывается из столбика чистой воды и столбика керосина над водяным столбиком. Давление на дно после встряхивания изменится так, как изменится вес выбранного столбика, который при тех же размерах теперь будет состоять из воды и керосина. Итак, выясним, станет этот столбик легче или тяжелее. Для начала представим, что горлышко очень узкое. Тогда доля керосина в смеси с водой будет очень мала, и вес нашего столбика практически станет равным весу столбика из чистой воды. Этот столбик будет настолько тяжелее исходного составного столбика, насколько вес керосинового столбика меньше веса столбика из воды, который заменил его в горлышке после встряхивания. Значит, давление на дно увеличится. После этого остаётся заметить, что вес столбика из смеси воды и керосина может сравняться с весом составного столбика до встряхивания, только когда ширина горлышка станет равной ширине бутылки.

3. Шарик очень лёгкий, поэтому нужно учесть сопротивление воздуха его движению также, как это необходимо для падения в воздухе лёгкого пёрышка. Поскольку сопротивление воздуха растёт с ростом скорости предмета в воздухе, то, падая с высокой башни, шарик рано или поздно наберёт такую скорость, при которой сила сопротивления воздуха станет равной силе притяжения шарика Землёй - его весу. После этого скорость шарика перестанет меняться, поскольку сумма действующих на него сил станет равной 0. С этой скоростью он и долетит до земли. Шарик очень упругий, поэтому, после удара о землю, величина его скорости практически не изменится, но скорость будет направлена теперь вверх. Сила сопротивления воздуха, оставшись прежней по величине, то есть равной весу, будет направлена теперь вниз. В этот момент величина суммы сил, приложенных к шарику, станет в два раза больше силы его притяжения Землёй, а значит ускорение шарика будет в два раза больше ускорения свободного падения g.

4. Будем считать, что на движущийся участок пластинки фиксированной длины s действует сила трения ks, где k - коэффициент трения, который не зависит от положения участка на пластинке, то есть одинаков по всей её длине, и не зависит от скорости движения участка. Тогда для поддержания равномерного движения прикладываемое пальцем усилие F должно уравновешивапть суммарную силу трения:

F = kL .

То, что движение является равномерным вращением вокруг фиксированного центра означает, что сумма моментов внешних сил относительно этого центра равна 0. Обозначим через l расстояние от пальца до центра вращения. Тогда величина момента силы F равна Fl = kLl . Вычислим момент сил трения, действующих, например, на отрезке от центра до конца пластинки, на который действует палец. Координатой точки на этом отрезке можно считать расстояние от неё до центра вращения. Разобьём этот отрезок на N маленьких участков точками с координатами x0, x1, ..., xN (при этом получается, что x0=0, а xN=l) и сложим величины моментов сил трения, действующих на этих участках. Величина силы трения, приложенной к участку от xi до xi+1, равна k(xi+1-xi). Расстоянием от центра вращения до места приложения этой силы можно приближённо считать расстояние до середины участка (xi+1+xi)/2 . Тогда величина момента силы трения на этом участке равна k(xi+1-xi)(xi+1+xi)/2 . Складывая моменты на всех участках, получим

((1/2)k(xN)2-(1/2)k(xN-1)2)+... ((1/2)k(x3)2-(1/2)k(x2)2)+ ((1/2)k(x2)2-(1/2)k(x1)2)+ ((1/2)k(x1)2-(1/2)k(x0)2)=
=(kl2/2) - (k02/2) =kl2/2 .

Таким же образом получим, что величина момента сил трения, действующих на отрезок по другую сторону от центра, равна

k(L-l)2/2 .

Учитывая направление действующих сил, запишем условие равенства нулю суммы моментов внешних сил

0 = Fl - (kl2/2) - (k(L-l)2/2) = kLl - (kl2/2) - (k(L-l)2/2) .

Из этого уравнения получаем, что расстояние от пальца до центра вращения

l=(1-(21/2/2))L

5. Найдём время t между двумя последовательными отражениями луча от зеркала 2 для наблюдателя K, который видит, как наша модель движется со скоростью v параллельно плоскости зеркал. Для этого нужно длину пути, пройденного лучом между отражениями, поделить на скорость его движения. Скорость луча в системе отсчёта K (как и в любой другой системе отсчёта) равна c=300000 км/сек. Осталось найти длину пути (см. рисунок), которая равна A1B+BA2=2A1B . Можно записать уравнение

A1B2=A1C2+BC2.

где BC=L, A1C=A1A2/2 . Выразим члены этого уравнения через данные задачи и искомое время t. A1A2 - это расстояние, на которое сдвинется наша модель за время между двумя отражениями, A1A2=vt . С другой стороны, A1B+BA2 - это расстояние, которое прошёл свет за время между двумя отражениями, A1B+BA2t , и, значит, A1B=сt/2 . Подставляя полученные выражения в наше уравнение, получаем уравнение для t:

(ct/2)2+(vt/2)2=L2 ,

откуда

t=2L/(c(1-(v/c)2)1/2) .

Таким образом, отмеченное наблюдателем K время между двумя отражениями

t=t'/(1-(v/c)2)1/2 .

где t'=2L/c - время между этими же событиями, отмеченное электронной схемой, для которой наша модель неподвижна. Это означает, что скорость хода часов, приводимых в движение электронной схемой, после придания модели скорости v, станет меньше, чем скорость хода часов наблюдателя, оставшекося стоять на месте, в t/t'=1/(1-(v/c)2)1/2 раз.

6. Если бы поверхность воды была зеркально гладкой, то никакой дорожки мы не увидели бы. Вода создала бы чёткое отражение Луны, видимое в одной конкретной точке поверхности такого зеркала. Если мы видим дорожку, то это значит, что поверхности волн играют роль маленьких зеркал, которые из-за различного наклона посылают к нам свет Луны от точек, находящихся в стороне от места её отражения гладким зеркалом. Разброс в расположении точек, от которых падает к нам лунный свет, то есть ширина дорожки, тем больше, чем сильнее возможный наклон этих маленьких зеркал, то есть чем выше волны на воде. Если рассматривать волну как выпуклую отражающую поверхность, то для падающего на эту поверхность луча его отражение от всех точек поверхности составляет конус, который тем шире, чем более выпукла поверхность, или чем выше волна (в случае, когда поверхность плоская, то есть высота волны нулевая, этот конус сжимается в один отражённый луч). Попадает ли отражаемый от данного места водоёма свет наблюдателю, то есть находится ли это место в пределах лунной дорожки, зависит от того, находится ли наблюдатель в пределах конуса лучей, создаваемого в этом месте волнами с максимальной высотой. Если рассмотреть максимальные конусы отражаемых лучей в разных местах водоёма, в пределы которых попадает стоящий на берегу наблюдатель, то получится, что дорожка расширяется при приближении к наблюдателю.

7. Всё, что нам нужно в этом опыте от штангенциркуля - это узкая щель, которую можно сделать между его створками. Чтобы заинтереоваться этой щелью, нужно вспомнить, что интенсивность принимаемых световых волн, прошедших через щель, зависит от угла их распространения после щели. Для волн данной частоты эта зависимость выглядит в виде чередования на экране-приёмнике (или сетчатке глаза наблюдателя) светлых и тёмных полос, параллельных щели. Это явление называется дифракцией. Дело в том, что волны, приходящие в данную точку от разных точек шели, могут усиливать или ослаблять друг друга в зависимости от разности длин путей, которые они прошли. Если длина волны намного больше ширины щели, то волны, приходящие от разных точек щели, практически не отличаются друг от друга, а значиттолько усиливают друг друга независимо от угла распространения. Для наблюдателя это выглядит в виде одной широкой светлой полосы. Зависимость интенсивности от угла становится тем сильнее, а значит ширина полос и расстояние между ними тем меньше, чем меньше длина волны. Таким образом, если расстояние между полосами одного цвета меньше, чем другого, то волны этого цвета имеют меньшую длину. И если посмотреть на полосы красного и зелёного цветов от света, прошедшего через створки штангенциркуля, то выяснится, что Эйлер был неправ.


Конкурс по химии

Задачи

  1. Кусочек мела масой 50 г прокалили и остаток вещества растворили в 1 литре воды. Через этот раствор при комнатной температуре был пропущен хлор, полученный при взаимодействии 250 мл 20% раствора HCl ( r=1,1 г/см3 ) с избытком перманганата калия? а) Какие вещества содержаться в растворе? б) Оцените содержание в нём основного продукта реакции. в) Определите массовую долю карбоната кальция в исходном кусочке мела, считая, что хлор прореагировал полностью.
  2. При сжигании неизвестного вещества в кислороде образовалось 3,6 мл воды и 2,24 л азота (при нормальных условиях). Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 16. Определите молекулярную формулу вещества. Какими свойствами оно обладает? Где используется?
  3. Определите, сколько граммов 10%-го раствора оксида серы(6) в чистой серной кислоте и 60%-го раствора серной кислоты необходимо для приготовления 480 г 90%-го раствора кислоты.
  4. Для полного сгорания некоторого органического вещества потребовалось в два раза меньше кислорода, чем для полного сгорания следующего члена гомологического ряда. Какие это могут быть соединения.
  5. Четыре химических элемента обозначены буквами A, B, C, D. Подберите такие реакции, которые можно зашифровать следующим образом:
    а) 2CA + A2 = 2CA2
    б) D4C3 + 6B2A = 3CB4 + 2D2A3
    в) CB2A2 + CB4A = C2B4A2 + B2A
  6. Металлическая пластинка массой 50 г после пребывания в растворе соляной кислоты уменьшилась в массе на 1,68%, при этом выделилось 0,336 л газа. Из какого металла может быть изготовлена пластинка?
  7. Как изменится скорость реакции между молекулами оксида азота(2) и кислорода, если в герметичном сосуде, заполненном смесью этих газов в соотношении 2:1, увеличить давление в 3 раза?

Решения задач конкурса по химии

1. Считая, что мел представляет собой чистый CaCO3, имеем 0,5 моль карбоната кальция. По уравнению

CaCO3=CaO+CO2

количество CaO составит также 0,5 моль. После процесса

CaO+H2O=Ca(OH)2

получим 0,5 моль или 37 г извести.

В 250 мл 20% раствора HCl сордержится 250*1,1*0,2=55 г хлороводорода, что составляет 55/36,5=1,507 моль. По уравнению

2KMnO4+16HCl=2MnCl2+5Cl2+2KCl+18H2O

получим 1,507*5/16=0,471 моль или 17,19 г хлора.

а) Реакция хлора с известью при комнатной температуре протекает по уравнению

Ca(OH)2+Cl2=CaOCl2+H2O

Видно, что хлор в недостатке, и в растворе могут присутствовать помимо основного продукта CaOCl2 также Ca(OH)Cl, CaCl2, Ca(OH)OCl, Ca(OCl)2,Ca(OH)2.

б) Максимальное содержание CaOCl2 в растворе будет

(0,471 моль*127(г/моль) )/(100 г + 37 г + 17,9 г)=0,0567 или 5,67%

в) Если реакция (1) прошла количественно, то извести, а соответственно, оксида и карбоната кальция было 0,471 моль. В таком случае масса CaCO3: m=0,471 моль*100(г/моль)=47,1 г. Тогда w(CaCO3)=47,1/50=0,942.

2. Вещество может содержать водород, азот, кислолрод. Однако относительная молекулярная масса вещества 16*2=32 ограничивает число атомов кислорода до одного или полностью исключает его. По условию азота образовалось 2,24 л, что составляет 0,1 моль. Водорода в воде 0,4 моль; 0,1 моль N2 составляют 0,2 моль атомов азота.

Соотношение азота и водорода в соединении будет 0,2:0,4=1:2. Простейшая формула - NH2. Mr(NH2)=16; Mr(N2H4)=32 совпадает с задаваемой в условии задачи. Отсюда формула исходного вещества H2N-NH2. Это гидразин, при комнатной температуре он представляет собой бесцветную жидкость, используется как один из компонентов ракетного топлива.

3. В 10 г 10% олеума содержится 10 г SO3 и 90 г 100%-й серной кислоты. Если пересчитать содержание SO3, то в 90 г H2SO4 содержится всего (18/98)*90=16,53 г воды, остальные 100-16,53=83,47 г в олеуме составляет SO3. Аналогично, в случае 60%-й серной кислоты: 40+60*(18/98)=11,02+40=51,02 г воды и 48,98 г SO3. В 480 г 90% серной кислоты содержится 0,9*480=432 г Р2SO4, или (80/98)*432=352,65 г SO3 и (480-352,65)=127,35 г воды. Пусть надо взять x г олеума, тогда 60%-й кислоты - (480-x) г. В олеуме содержится (x/100)*83,47 г SO3, а в кислоте ((480-x)/100)*48,98 г SO3, что в сумме составляет 352,65 г SO3 . Отсюда:

(x/100)*83,47+((480-x)/100)*48,98=352,65 .

Решая уравнение, получим x=340,8 г олеума, а 60%-й кислоты соответственно 480-340,8=139,2 г.

4. Для окисления группы -CH2- (гомологической разности) нужно три атома кислорода. Поэтому исходное вещество также должно окисляться тремя атомами кислорода, тогда следующий член гомологического ряда будет окисляться шестью атомами кислорода.

CxHy+(x+(y/2))O2=xCO2+(y/2)H2O ,
Cx+1Hy+2+(x+(y/2)+1,5)O2=(x+1)CO2+((y/2)+1)H2O

Примеры веществ, окисляемых тремя атомами кислорода (первые члены гамологических рядов):
CH3OH - метанол,
HOOCCH(OH)COOH - гидроксималоновая кислота,
CH2N2 - диазометан,
HO-CH2-COOH - гидроксиуксусная кислота,
HO-C(COOH)3 - трикарбоксиметанол.

5. A - кислород, B - водород, C - углерод, D - аллюминий.

6. Уравнение реакции: M+nHCl=MCln+(n/2)H2. Потеря массы составила 50*0,0168=0,84 г. x г металла выделяют (n/2)*22,4 л H2, а 0,84 г - 0,336 л H2, x=(0,84*n*22,4)/(2*0,336)=28n г.

Если металл одновалентный, т. е. n=1, его относительная атомная масса равна 28 (кремний). Но кремний не растворяется в соляной кислоте и не может быть одновалентным. При n=2 относительная атомная масса равна 56, т. е. металл - железо. Можно проверить варианты с n=3 и 4 и убедиться в том, что правильный ответ - только железо.

7. Уравнение реакции: 2NO+O2=2NO2 .

Обозначим концентрацию NO буквой a, O2 - b, тогда до изменения давления скорость реукции V1=ka2b . При увеличении давления концентрация увеличилась в 3 раза, скрость равна V2=k(3a)23b=27kab ; увеличение скорости V2/V1=27 раз.


Конкурс по биологии

Задания

  1. Почему кузнечик может своей ногой поднять вес в 15 раз больше своего веса, а человек только такой же вес, как и его собственный.
  2. Какие из названных растений относятся к семейству крестоцветные(1), розоцветные(2), бобовые(3), паслёновые(4), сложноцветные(5), лилейные(6), злаковые(7) ?
          1 - чеснок                      17 - нивяник
          2 - белена чёрная               18 - паслён сладко-горький
          3 - бодяк полевой               19 - пастушья сумка
          4 - василёк                     20 - петунья гибридная
          5 - гулявник лекарственный      21 - пижма обыкновенная
          6 - гравилат речной             22 - помидор
          7 - дурман обыкновенный         23 - редька дикая
          8 - ежа сборная                 24 - роза
          9 - земляника                   25 - соя
         10 - икотник серо-зелёный        26 - тимофеевка
         11 - клевер                      27 - тюльпан
         12 - венерин башмачок            28 - фасоль
         13 - кульбаба осенняя            29 - чина лесная
         14 - лапчатка прямостоячая       30 - шиповник
         15 - лисохвост                   31 - ярутка полевая
         16 - мятлик
    
  3. Существуют ли в природе вампиры? Если да, то кто они? Каким образом вампиры добывают себе корм. Чем опасны вампиры.
  4. Какие вы знаете напитки, приготовленные с помощью дрожжей.
  5. Попробуйте определить, о ткаких птицах идёт речь и чем они питаются.

    а. Птица эта осторожна и близко к себе не подпускает. Голос у неё резкий, неприятный, хотя сама отличается завидной красотой. У сгиба крыла ярко-голубые перья с чёрным ободком, на голове выделяются чёрные "усы", великолепны также чёрный хвост и концы крыльев. Грудь, брюшко и спинка приятного буровато-рыжеватого цвета. Перья головы удлинены и образуют округлый хохолок, который птица поднимает, если чем-то встревожена.

    б. Целыми днями летают родители над полями, дорогами (перед дождём) в поисках корма. Их потомство довольно неплохо летает, но добывать корм ещё не умеет. Весь день сидят птенцы на проводах, греются на солнышке. Хвосты у них вильчатые.

  6. Решите, какие из нижеприведённых суждений правильны. Выпишите их номера.

    а. Любой цветок имеет лепестки и чашечку.
    б. Пестик может быть и без столбика.
    в. Плод груши называется яблоком.
    г. У цветка тюльпана и чашечка, и венчик имеют яркую окраску.
    д. На одном растении тыквы бывают как пестичные, так и тычиночные цветки.
    е. Цветок ландыша имеет простой венчиковидный околоцветник.
    ж. Ива, как и кукуруза, растение однодомное.
    з. У малины плод ягода.
    и. Из завязи развивается семя.
    к. По внешнему краю цветка ромашки расположено много крупных лепестков.

  7. Мхи - наиболее примитивные из высших растений, имеющие некоторые общие признаки с многоклеточными водорослями. Цикл развития их можно представить в виде следующей схемы:
    
         спора   мужское 
               \ растение
                 мха      \ сперма-
                            тозоид  \           редукционное 
                                      зигота -> деление, образование -> споры
                            яйце-   /           коробочки
                 женское  / клетка
               / растение
         спора   мха
    
    
    Расставьте число хромосом ( n - гаплоидное, 2n - диплоидное ), характерное для каждой стадии развития.
  8. Какие органы закладываются из каких зародышевых листков у позвоночных животных?
  9. Заполните недостающие звенья в дереве эволюции человека.
                              кроманьонцы
    
                                   ^ 
                                  ...  
    
                                   ^
                             древнейшие люди
                      (питекантроп, синантроп и др.)
    
                                   ^ 
                                  ...  
                         ...
                            \      ^
                  горилла <--- дриопитеки
    
                                   ^  гиббоны, арангутанги
                                   |/  
                               парапитеки
    
                                   ^
                                  ...
    
    
  10. Какие химические вещества получили название от растений?

Ответы на задания конкурса по биологии

1. Сила мышц организма F пропорциональна квадрату длины организма L:

F ~ L2

Для сравнения силы двух организмов нужно рассмотреть "удельную" силу - силу, не зависящую от массы тела. Масса M же тела, пропорциональная объёму, т. е. кубу длины L:

Fудельная ~ F/M ~ L2/L3 ~ 1/L .

Если длина кунечика приблизительно 2 см, а длина человека приблизительно 2 м, то очевидно, что кузнечик в 100 раз сильнее человека. Мышцы человека работают эффективнее, поэтому реально кузнечик сильнее всего лишь в 15 раз.

2.
Крестоцветные - гулявник лекарственный, икотник серо-зелёный, пастушья сумка, редька дикая, ярутка полевая.
Розоцветные - гравилат речной, земляника, лапчатка прямостоячая, роза, шиповник.
Бобовые - клевер, соя, фасоль, чина лесная.
Паслёновые - белена чёрная, дурман обыкновенный, паслён сладко-горький, петунья гибридная, помидор.
Сложноцветные - бодяк полевой, василёк, кульбаба осенняя, нивяник, пижма обыкновенная.
Лилейные - чеснок, тюльпан.
Злаковые - ежа сборная, лисохвост, мятлик, тимофеевка.
Венерин башмачок относится к неназванному семейству орхидные.

3.Вампиры - кровососы из семейства десмодовые отряда рукокрылые. Питаются вампиры только кровью. Они подбираются к спящему животному (десмодовые хорошо бегают по земле), отыскивают наименее защищённый участок кожи и острыми зубами делают надрез. В ранку впрыскивают слюну, которая обладает двумя свойствами: обезболивает место надреза и не даёт вытекающей крови свёртываться.

Вампиры опасны несмотря на то, что крови они выпивают немного. На одно животное за ночь может напасть несколько вампиров, тогда животное может погибнуть от большой потери крови. Ранки долго не заживают, часто воспаляются, и кроме того вампиры со слюной могут заразить животное какой либо болезнью, например бешенством.

4. Все алкогольные напитки - вина, водки, пиво, квасы, и другие национальные напитки, содержащие спирт, а также кефир и кумыс.

5.
а) Сойка (семейство врановые). Питаются сойки растительной и животной пищей.
б) Деревенская ласточка (семейство ласточковые). Питаются комарами, мошками, бабочками.

6. Верны утверждения под буквами б, в, д, е.

7. Спора, мужское и женское растения, сперматозоид, яйцеклетка - гаплоидные;
зигота и коробочка - диплоидные.

8. Из эктодермы развиваются эпидермис, нервная система, в основнеом органы чувств.
Из энтодермы развивается эпителий пищеварительного тракта и органы, являющиеся его производными - пищеварительные железы, лежащие вне пищеварительного тракта, лёгкие, хорда, половые клетки.
Все остальные органы: мышцы, кровь, кости, почки и т. д. являются производными мезодермы.

9.

                          кроманьонцы

                               ^ 
                         неандертальцы  

                               ^
                         древнейшие люди
                  (питекантроп, синантроп и др.)

                               ^ 
                        австралопитеки  

               шимпанзе        ^
                        \      |
              горилла <--- дриопитеки

                               ^  гиббоны, арангутанги
                               |/  
                           парапитеки

                               ^
                         насекомоядные

10. Лимонная кислота, ментол (Mentha - мята), щавелевая кислота, солонин (Solanum - паслён, картофель), аллицин (Allium - лук), кофеин (кофе), салициловая кислота (Salix - ива), коричная кислота (коричник), атропин (Atropa - красавка) и др.


Конкурс по лингвистике

Задачи

Задачи по лингвистике и их решшения предоставлены оргкомитетом Традиционной Олимпиады по лингвистике и математике, организуемой совместно отделением теоретической и прикладной лингвистики МГУ и факультетом теоретической и прикладной лингвистики РГГУ.

<1>3.(автор В.А. Плунгян). Даны болгарские существительные и их переводы на русский язык в перепутанном порядке:

осигуровка, разтривач, отварачка, спирка, разтривка, спирачка;
массаж, штопор, остановка, страхование, тормоз, массажист.

А: Установите правильные переводы.
Б: Определите, что могут значить следующие болгарские слова:

носач, играчка.

Кратко поясните своё решение.

2.(авторы А.А. Кибрик и С.А. Старостин) Даны словосочетания на древнекитайском языке (в латинской транскрипции) и их переводы на русский язык.:

rau bok gu - враг старого раба;
rau du bok - раб старого врага;
gu rau bok - старый раб врага.

Известно, что слова в словосочетании древнекитайского языка располагаются согласно определённым, всегда обязательным правилам.

А: Определите, как на древнекитайский язык переводятся слова

старый, раб, враг.

Б:Переведите на древнекитайский язык:

старый враг
старый раб
раб врага

Примечание: Чёрточка над гласной обозначает её долготу (т.к. стандартными средствами HTML такие чёрточки сделать затруднительно, они были заменены на подчёркивания).

3.(автор Г.Г. Яровая). Перед вами шуточное стихотворение, которое мы воспроизводим, переставив строки произвольным образом (кроме того, начальная заглавная буква той строки, которая была первой, заменена на строчную).

я видел дома над землёй в вышине
я видел комету с лицом дождевым
я видел бочку с головку спички
я видел солнце в двенадцать ночи
я видел павлина с хвостом огневым
я видел репу по кочке ползущую
я видел глаза с очагом в глубине
я видел речку пивом бурлившую
я видел того кто всё видел воочию
я видел слёзы на кукольном личике
я видел улитку сома проглотившую
я видел тучу на грядке растущую

Задание: установите правильный порядок слов и объясните, почему строки должны быть расположены именно в такой последовательности.
Примечание: текст приводится без знаков препинания, так как они отсутствуют в оригинале.



Решения задач конкурса по лингвистике

1. Как и во всех задачах такого рода, будем исходить из того, что закономерности формального устройства слов в иностранной части соответствуют закономерностям содержательного устройства слов в русской части; иначе говоря, болгарская "морфологическая таблица" должна однозначно наложиться на русскую "семантическую таблицу".
Попробуем построить и ту и другую:
осигуров-ка
разтрив-каразтрив-ач
отвар-ач-ка
спир-ач-ка

массажмассажист
штопор
остановкатормоз
страхование

В предложенном варианти соответствие устанавливается однозначно; следовательно, правильными переводами будут:
разтривач-массажист, разтривка-массаж, отварачка-штопор, спирачка-тормоз, спирка-остановка, осигуровка-страхование.

Все болгарские слова, представленные в задаче, содержат (в отличие от русских переводов) по крайней мере один суффикс, что и даёт возможность построить нашу таблицу. Эти суффиксф присоединяются к основам глаголов (что видно при сравнении болгарских и русских корней) и имеют каждый своё значение, для установления которого мы должны обратиться к русской части, попытавшись выделить в ней три группы существительных. Сделалать это можно, по-видимому, единственным способом - так, как показано (разумеется, частичное сходство болгарских и русских корней оказывает нам некоторую помощь, но не является определяющим: так полезно сопоставить основу разтрив- с русским растирать, основу спир- с русским спёртый, спирать "давить, теснить; ограничивать").

Далее, таким образом, выясняется, что в болгарском языке суффикс -ка оформляет общие названия действий ("то, когда делают" - как и в русском, ср. строй-ка, останов-ка), суффикс -ач - названия (профессиональных) деятелей ("тот, кто [обычно, в силу профессии] делает": ведь далеко не всякий, кто тебя массирует, имеет право называться массажистом; в русском языке с этим суффиксом находим только отименные производные типа скрип-ач, труб-ач; вспомиается хлебниковский смех-ач, образованный именно по этой - "южнославянской" - модели; ср. также распространённую на Балканах фамилию Ковач, т. е. "кузнец"); наконец, суффикс -ачка (морфологически составной, но семантически, видимо, нечленимый) оформляет отглагольные названия "инструментов" ("то, чем [обычно] делают"; в русском языке этот суффикс встречается только в загадочном слове кусачки).

Зная всё это, нетрудно выполнить и второе задание: носач - производное от глагола (NB!) с корнем нос-, имеющее значение "тот, кто [обычно, в силу рофессии] носит"; предполагая сходство в значениях болгарского и русского корней (иной возможности у нас просто нет), получаем возможный перевод носильщик. Аналогично, играчка - производное от глагола с корнем игр-, имеюжщее значение "то, чем [обычно] играют" - в русском языке такая вещь называется игрушка.

Предложенное решение учитывает все особенности данных задачи и содержит наименьшее число противоречий по сравнению с другими (в принципе, возможными, но заведомо более фантастическими) предположениями. Например, если мы примем, что носач - это "человек с большим носом" (что было бы естественнее с точки зрения русского языка), то это войдёт в противоречие сразу с двумя фактами болгарского языка: с тем, что основы при суффиксах представлены только глагольные и, главным образом, с тем, что суффикс -ач должен указывать на профессию, занятие, а не на обладание какими-то особыми свойствами.


2. Сразу же бросается в глаза, что слова в древнекитайских словосочетаниях не изменяются (русским морфологическим вариантам типа "старый-старого", "раб-раба" соответствуют всего три древнекитайские формы: rau, bok и gu). Это может означать только то, что все различные типы отношений между этими словами выражаются исключительно порядком слов. А раз так, мы вправе ожидать однозначных соответствий между синтаксическими позициями в русских и китайских словосочетаниях.

Исходя из этого, нужно сперва обратить внимание на тот факт, что в словосочетаниях 1 и 2 слово "старого" стоит в одной и той же позиции (определение к зависимому слову), в то время как слова "враг" и "раб" своими позициями "меняются". Аналогично, в соответствующих древнекитайских словосочетаниях мы видим "неподвижное" слово rau, в то время как bok и gu также меняются местами. Можно предположить, таким образом, что значение слова rau - "старый". Более того, можно также уверенно одно изсформулировать одно из правил расположения расположения слов в древнекитайских словосочетаниях, а именно, что прилагательное (в роли определения) предшествует определяемому слову (действительно, независимо от того, какое из двух слов bok и gu означает "врага", а какое - "раба", определение "старый" в любом случае стоит перед обоими).

Перейдя к разбору словосочетания 3, нетрудно убедиться в том, что слово bok имеет значение "раб". Поскольку оно и только оно следует в этом словосочетании за словом rau, то, согласно сформулированному выше правилу, оно не может означать "враг"; в противном случае будет нарушен принцип обязательности, поскольку в словосочетаниях 1 и 2 определение будет предшествовать определяемому, а в словосочетании 3 - следовать за ним, что недопустимо.

Слову gu, таким образом, по принципу остатка автоматически приписывается значение "враг".

Теперь, когда значения всех трёх слов установлены, нетрудно сформулировать все основные правила расстановки слов в древнекитайских сочетаниях
а) определение всегда предшествует определяемому слову;
б) то же самое относится и к притяжательной конструкции, где зависимый член стоит перед главным.

Словосочетания из задания Б переводятся следующим образом:
rau gu, rau bok, gu bok.


3. "Секрет" этого стихотворения такой: вторая часть каждой строки образует осмысленное выражение с первой частью следующей строки. Таким образом, восстанавливается порядок строк оригинала.

Я видел павлина с хвостом огневым
я видел комету с лицом дождевым
я видел тучу на грядке растущую
я видел репу по кочке ползущую
я видел улитку сома проглотившую
я видел речку пивом бурлившую
я видел бочку с головку спички
я видел слёзы на кукольном личике
я видел глаза с очагом в глубине
я видел дома над землёй в вышине
я видел солнце в двенадцать ночи
я видел того кто всё видел воочию.

Комментарий: Это стихотворение - перевод английского стихотворения "I saw i peacock with a fiery tail", которое было придумано для обучения детей пунктуации. Если правильно расставить запятые (и сделать в соответствующих местах паузы при чтении), то стишок из бессмысленного превращается в абсолютно логичный.


Конкурс по истории

Задачи

  1. Перечислите известных вам египетских фараонов (не более 10 человек). В какой последовательности они правили. Чем прославился каждый из них?
  2. В каких исторических событиях сыграли решающую роль Г.К. Жуков и И.С. Конев?
  3. Постройте цепочку общих знакомых между собой и М.В. Ломоносовым.
  4. Перечислите самых знаменитых учёных-москвичей 20 века. Какие открытия они совершили, и когда?
  5. Перечислите тех деятелей 12-20 веков (по одному из каждого века), которые более всего повлияли на судьбу Москвы. Какие поступки этих людей имели особое значение?
  6. Какие города (кроме Москвы и Петербурга) могли бы быть сейчас столицами России, если бы в прежние века некоторые события не произошли, или имели иной исход? Перечислите эти события и эпохи.
  7. Перечислите тех современников Тимура Хромого, на жизнь которых он оказал значительное влияние. В чём оно проявилось?
  8. Назовите известных вам руководителей русской церкви в 11-18 веках (не более 10 человек). Какими поступками прославились эти люди?
  9. Перечислите географов-землепроходцев, чьи имена остались на карте Земли (по одному от каждого народа). В какие века они жили, и что названо в их честь?
  10. Упорядочите по временам жизни 10 (или меньшее число) героев из различных пьес Шекспира.
  11. Какие знаменитые индейские вожди вам известны? Когда они жили? Из каких племён происходили? Какими делами прославились.
  12. Найдите в тексте исторические ошибки.

Иван Грозный (текст с ошибками)

Вербное воскресенье лета 7077 года выдалось тёплым и погожим. Князь Иван Васильевич отдыхал от трудов праведных. Вот уже третий год, как он оставил буйную Москву во власти царя Семиона Бекбулатовича - сам же удалился в северные леса с горстью верных монахов и опричников. Тридцатилетнее правление его на Москве завершилось удачно. Мирно покорилась царю Ливония; река Нарова перестала быть военным рубежом, превратившись в главные морские ворота России. Король Юхан Шведский и английская королева Мария Стюарт прислали в Москву послов напрямик - через Балтику, вместо прежнего трудного пути через Белое море и Ледовитый океан. Римский кесарь Рудольф признал, наконец, московского царя ровней себе - после того, как его воевода Стефан Баторий был наголову разбит под Псковом, а поляки предложили царю Ивану древний венец Ягеллонов.

Иван тогда отказался: зачем россиянам лезть со своим уставом в чужой монастырь? Негоже православному царю властвовать над католиками; а принуждать их к православию бесполезно и опасно. Это приведёт Россию к войне со всей Европой - Московии же нужен мир и торговля с хитроумным Западом. Иное дело - Восток; там Россия должна перенять всё наследство Золотой Орды, вплоть до Амура и Восточного океана! Первый шаг в ту сторону сделал дед и тёзка Ивана, подчинив Казань. Отец - Василий Тёмный - покорил Астрахань и Крым и заставил местных ханов креститься. Одного из них царь Иван назначил приемником на московском престоле, наказав ему посылать гулящих людей в Сибирь: пусть приводят бурят и якутов под руку единокровного им и единоверного Руси московского царя.

Сам Иван подумывал тогда: не уйти ли в монастырь, вслед за храбрым воеводой Андреем Курбским и праведным дьяком Сильвестром Адашевым? Не была ли внезапная смерть единственного царского сына указанием перста Божьего: пора роду Даниловичей, получившему высшую власть из рук литовцев-Гедиминовичей, передать венец новой царской династии? Но что-то удержало тогда царя от необратимого шага: он лишь удалился в родную Вологду, сменив царский венец на соболью шапку удельного князя. Как-то примет Москва нового правителя из колена Батыева?

Три года всё было тихо на Руси. Но страстная неделя лета 7077 года оказалась роковой. Крымский хан Ахмед Петрович из рода Ногаев, сговорившись с турецким султаном Селимом, восстал против Москвы. Если один Чингизид сидит на московском троне - почему его не может сменить другой потомок Батыя? Пограничная стража прозевала набег крымчаков; они беспретятственно перешли Оку, подошли к Москве и подожгли её. Царь симеон струсил и сбежал куда-то; воевода Василий Шуйский едва сумел отстоять Кремль с помощью итальянского пушкаря Понтуса Делагарди.

Неслыханное за сто лет поражение московской рати от татар вызвало чреду мятежей по всей Руси. Князь Владимир Старицкий восстал в Твери; ему помог бывший митрополит Филипп Колычев, сосланный царём Иваном в Отрочь монастырь и теперь вышедший из затвора. Новгородцы тут же выгнали московского посадника, пригласив к себе на княжение Михаила Шаховского из Литвы. Киевляне завели тайные переговоры с Польшей, делая вид, будто события в Москве их не касаются. Только смоляне и нижегородцы, сознавая себя щитами Руси на западе и на востоке, сохранили российское единство. Накануне Пасхи их послы прибыли в Вологду к бывшему царю Ивану с требованием: приди и спаси отечество, отданное тобою в недостойные руки.

Так началось второе правление царя Ивана на Руси - недолгое, но кровавое, принесшее ему прозвище Ивана Грозного. Восставшая Тверь была разорена вновь, как во времена Калиты; её судьбу разделил вольный Новгород. К счастью, возвращение Ивана на отчий трон разом погасило многие мелкие бунты в русских городах. Страна воссоединилась раньше, чем соседи успели усугубить своим вмешательством русскую смуту. Тем не менее, царь Иван сознавал себя недостойным пастырем перед лицом Господа. После окончания усобиц он предложил Земскому собору ибрать нового владыку Руси - своего наследника. Им стал доблестный воевода Василий Шуйский, венчанный на Московское царство в день Покрова лета 7080 года - ровно через сто лет после свержения ордынского ига над Русью. На следующий день царь Иван постригся в монахи и удалился в скит преподобного Нила Сороского, где и кончил свои дни спустя немного лет.


Решения задач конкурса по истории

1. Перечислите известных вам египетских фараонов (не более 10 человек). В какой последовательности они правили. Чем прославился каждый из них?
Нармер - предполагаемый объединитель Верхнего и Нижнего Египта (около 3000 года до н.э.).
Джосер - фараон, для которого была построена первая (ступенчатая) пирамида (28 век до н.э.).
Хуфу (=Хеопс) - обладатель самой большой пирамиды (27 век до н.э.).
Хафра (сын Хуфу), по приказу которого была возведена другая большая пирамида и вытесан из скалы Большой Сфинкс.
Ментухотеп (20 век до н.э.) - первый фараон Среднего царства, воссоединивший страну после усобиц.
Сенусерт 3 (18 век до н.э.) - великий завоеватель, постоянно воевал в Нубии, Ливии и Сирии.
Яхмос 1 - победитель гиксосов, основатель Нового царства (16 век до н.э.).
Тутмос 3 - завоеватель Сирии и Нубии; при нём были построены первые храмы Карнака и Луксора (15 век до н.э.).
Аменхотеп 4 (=Эхнатон) - основатель новой религии с культом единого бога Атона (14 век до н.э.).
Рамзес 2 - воевал с хеттами за контроль над Сирией, для него построен храм в Абу-Симбеле (13 век до н.э.).
Шешоннек - основатель ливийской династии в Египте (10 век до н.э.).
Нехо 2 (конец 7 века до н.э.) - по его приказу финикийцы проплыли вокруг Африки.
Александр Македонский (4 век до н.э.) - основатель греческого царства в Египте.
Клеопатра 7 (1 век до н.э.) - последняя независимая правительница Египта из династи Птолемеев.

2. В каких исторических событиях сыграли решающую роль Г. К. Жуков и И. С. Конев?
В 1939 году Г. К. Жуков успешно командовал войсками СССР на Халхин-голе (в войне с Японией).
В 1941 году он нанёс германской армии первые поражения: под Ельней (август), под Ленинградом (сентябрь), под Москвой (октябрь-декабрь).
В конце 1942 года Жуков руководил окружением немецких войск под Сталинградом.
Летом 1943 года (будучи заместителем Верховного Главнкомандующего - И. В. Сталина) он координировал действия советских войск в битве на Курской дуге, а осенью - при форсировании Днепра и освобождении Киева.
В 1944 году Жуков руководил прорывом блокады Ленинграда, а затем координировал освобождение Белоруссии и Украины.
В 1945 году, командуя 1 Белорусским фронтом, жуков участвовал в штурме Берлина. После этого он стал главой советской военной администрации в Германии, но вускоре попал в опалу (по проискам Берия) и командовал малым Уральским военным округом.
В 1953 году Жуков руководил арестом Берии, а затем помого Н. С. Хрущёву одолеть его соперников - группу маленкова и Молотова. После этого он был отправлен в отставку.

И. С. Конев летом 1941 года успешно командовал разными армиями на Западном фронте. В октябре, командуя Западным фронтом, Конев был разбит ("Вяземское окружение"), но был спасён Г. К. Жуковым от расстрела по обвинению Берии и Маленкова.
После этого (в ноябрьской битве за Москву) Конев командвал правым флангом Западного фронта, позднее - Калининским фронтом.
В 1943 году (в Курской битве) Конев командовал Степным фронтом и сыграл важную роль в последующем контрнаступлении - включая форсирование Днепра и освобождение Киева.
В 1944 году Конев, во главе 1 Украинского фронта, руководил освобождением Северной Украины.
В 1945 году войска Конева первыми ворвались в Берлин с юга, облегчив задачу 1 Белорусского фронта (которым командовал Жуков). После этого Конев руководил разгромом последних армий Германии и освобождением Чехословакии.
В 1953 году Конев был председателем трибунала, судившего Берию и его сообщников.
В 1956 году Конев, как командующий вооружёнными силами Варшавского договора, руководил вторжением советских войск в восставшую Венгрию.

3. Постройте цепочку общих знакомых между собой и М. В. Ломоносовым.
М. В. Ломоносов - Екатерина 2 - Александр 1 - Николай 1 - Александр 2 - Николай 2 - Александр Керенский - В. И. Ленин - В. А. Стеклов (академик-математик) - А. Н. Колмогоров - Н. Н. Константинов (председатель жюри турнира им. Ломоносова) - Вы.

4. Перечислите самых знаменитых учёных-москвичей 20 века. Какие открытия они совершили, и когда?
Физика: П. Н. Лебедев (обнаружил давление света), П. Л. Капица (обнаружил в опыте сверхтекучесть гелия), Л. Д. Ландау (создал теорию сверхтекучести гелия).
Математика: А. Н. Колмогоров (создал аксиоматику теории вероятностей), С. П. Новиков (завершил классификацию гладких многообразий).
Биология: В. А. Энгельгардт (выяснил внутреннюю энергетику клетки, роль АТФ и АДФ)
История: В. Л. Янин (руководитель археологического изучения Новгорода).

5.Перечислите тех деятелей 12-20 веков (по одному из каждого века), которые более всего повлияли на судьбу Москвы. Какие поступки этих людей имели особое значение?
12 векЮрий Долгорукийсоздатель московского Кремля
13 векДаниил Александровичпервый князь Москвы
14 векДмитрий Донскойпобедитель Мамая
15 векИван 3окончательная победа над Ордой
16 векИван Фёдоровначало гнигопечатания
17 векКузьма Мининосвобождение Москвы от поляков
18 векПётр 1перенёс столицу в Петербург
19 векМ. И. Кутузовизгнание Наполеона
20 векГ. К. Жуковоборона Москвы от немцев

6. Какие города (кроме Москвы и Петербурга) могли бы быть сейчас столицами России, если бы в прежние века некоторые события не произошли, или имели иной исход? Перечислите эти события и эпохи.
Тверь - равноправная соперница Москвы в борьбе против Орды в 14 веке. Только прочный союз Ивана Калиты с русской церковью обеспечил победу Москвы.
Владимир - остался бы столицей Руси, если бы не монгольское нашествие в 13 веке.
Вильнюс (или Смоленск) - мог стать общей столицей Руси и Литвы, если бы в 14 веке князья Литвы приняли православие.
Казань - могла стать столицей Руси в 13 веке, если бы завоевавшие Русь монгольские ханы приняли крешение.
Новгород - не мог стать столицей Руси, поскольку эта республика не желала подчиняться никакому князю-абсолютисту, даже ради победы над Ордой.

7. Перечислите тех современников Тимура Хромого, на жизнь которых он оказал значительное влияние. В чём оно проявилось?
Хан Тохтамыш: он захватил власть над Белой Ордой с помощью Тимура (в 1376 году), но потом обособился от него (в 1383 году), был разбит и изгнан (в 1395 году).
Князья Василий 1 Московский и Олег Рязанский: остановка Тимура на южной границе Руси в 1395 году спасла этих правителей от гибели и разорения их земель.
Эмир Едигей - правитель Орды, поставленный Тимуром на смену Тохтамышу в 1395 году и правивший в согласии с ним до 1405 года.
Султан Турции Баязет 1 - разбит Тимуром в 1402 году и умер у него в плену.
Император Византии - спасён от подчинения туркам вмешательством Тимура в 1400 году.
Император Китая Чен-цзу - спасён смертью Тимура в 1405 году от нашествия западных степняков; после этого он смог организовать первые океанские плавания китайцев.

8. Назовите известных вам руководителей русской церкви в 11-18 веках (не более 10 человек). Какими поступками прославились эти люди?
11 векАнтоний и Феодосийоснователи первого на Руси Киево-Печёрского морнастыря
митрополит Иларионпервый русский на этом посту, автор "Слова о законе и благодати"
12 векЛеонтий Ростовскийепископ, креститель лесных племён, убит язычниками из племени Мурома
13 векмитрополит Кириллвосстановитель русской церкви после монгольского разгрома, сподвижник Александра Невского
14 векмитрополит Алексийглава московского правительства при князе Иване Красном и в малолетство Дмитрия Донского
15 векИонапервый митрополит Руси, избранный независимо от Константинополя
игумен Иосиф Волоцкийинициатор тесного сотрудничества русской церкви с царской властью
16 векмитрополит Филиппборец с самовластьем Ивана Грозного, убит по его приказу
17 векпатриарх Гермогенвозглавил сопротивление полякам и был убит ими
патриарх Филарет родоначальник династии Романовых

9. Перечислите географов-землепроходцев, чьи имена остались на карте Земли (по одному от каждого народа). В какие века они жили, и что названо в их честь?
голландецАбель Тасманостров Тасмания
датчанинВитус БерингБерингов пролив
норвежецРуальд Амундсенполярная станция Амундсен-Скотт
русскийСтепан Челюскинмыс Челюскина
немецАлександр ГумбольдтГумбольдтово течение в Тихом океане
англичанинДжемс Кукпролив Кука в Новой Зеландии
французЛаперузпролив Лаперуза
португалецФернан МагелланМагелланов пролив
испанецЭрнандо Кортесморе Кортеса
итальянецАмериго Веспуччиматерик Америка

10. Упорядочите по временам жизни 10 (или меньшее число) героев из различных пьес Шекспира.
Юлий Цезарь;
Марк Антоний;
Макбет (11 век);
Ричард 2 (14 век);
Генрих 4 (14 век);
Генрих 5 (15 век);
Жанна д'Арк (15 век);
Генрих 6 (15 век);
Ричард 3 (15 век);
Генрих 8 (16 век);
Отелло (16 век).

11. Какие знаменитые индейские вожди вам известны? Когда они жили? Из каких племён происходили? Какими делами прославились.
Основатель царства инков - Манко Капак (14 век).
Последний царь инков - Атауальпа (16 век).
Основатель империи ацтеков - Ицкоатль (15 век).
Последний правитель ацтеков - Монтесума 2 (16 век).
Основатели союза иорокезов - Деканавида и Гайявата (16 век).
Текумсе из племени шауни - в 1810 годы пытался создать Соединённые Штаты Индейской Америки; погиб в бою.
Татанка Йотанка (= Сидящий Бык) из племени тетон союза племён дакота - в 1876 году разгромил войско генерала Дж. Кастера у реки Литтл Бигхорн.


Комментарии к тексту с ошибками

1. 7077 год от Сотворения Мира - это 1569 год от Рождества Христова.

2. Иван Грозный передал царский титул Симеону Бекбулатовичу позже - в 1576 году, и всего на один год.

3. Даже отдав царский титул, Иван не покидал Москву, а остался в ней в роли удельного князя.

4. Визит Ивана в Вологду происходил позже - в 1578 году. Этот везит длился не 3 года, а несколько недель; после этого Иван отказался от мысли о переносе столицы в Вологду.

5. Первые 30 лет правления Ивана Грозного (1547-1577) закончились неудачно: Ливонская война была проиграна, страна истощена.

6. Мария Стюарт никогда не была английской королевой: она недолго правила во Франции, затем - в Шотландии, а в 1570-е годы она была в плену у английской королевы Елизаветы 1.

7. Даже английские (а тем более - шведские) послы никогда не прибывали в Россию через Белое море, а всегда - через Балтику. Этому не мешали даже войны на Балтике.

8. Римским кесарем (то есть - правителем Римско-Германской империи) в 1570-е годы был не Рудольф, а Матиас 2 Габсбург.

9. Стефан Баторий не был воеводой императора. Он был князем трансильвании, а затем - выборным королём Польши.

10. Стефан Баторий не был разбит под Псковом, а только не сумел взять город, и было это позже - 1581 году.

11. Поляки никогда не предлагали Ивану Грозному корону Польши - хотя он сам не раз её домогался (но безуспешно).

12. Никаких возражений против правления над иноверцами Иван не имел: так, он завоевал исламскую казань и пытался завоевать лютеранскую Ливонию.

13. Иван ещё в 1550-е годы разочаровался в "мире и торговле с Западом". Оттого он в 1558 году начал Ливонскую войну.

14. Владения Золотой Орды доходили на востоке только до Оби, но не до Амура и Тихого океана.

15. В середине 15 века в России не было надёжных сведений о Дальнем Востоке: знали, что там лежит Китай, но об Амуре вряд ли слыхали.

16. Отцом Ивана Грозного был не Василий 2 Тёмный, а Василий 3. Этот князь не сумел подчинить ни Астрахань, ни Крым (хотя Казань была вассалом Москвы со времём Ивана 3).

17. Побеждая восточных ханов в 15-17 веках, московские правители не заставляли их креститься, чтобы не упал авторитет ханов среди местного населения. Но крещение служилых татар в Москве поощрялось: например, царевич Симеон Бекбулатович (дальний потомок Батыя) был православным, как видно из его имени.

18. Мысль о покорении Сибири пришла к Ивану Грозному позже - в 1570-е годы, после полной неудачи в Ливонской войне. Тогда царь поручил это рискованное дело не своим воеводам, а купцам Строгановым, которые вели "русскую конкисту" за свой счёт, силами гулящих людей.

19. Первыми народами Сибири, которых подчинили русские казаки (гулящие люди), стали татары, манси и ханты, жившие по иртышу и Оби. О существовании якутов и бурят русские узнали только в 17 веке.

20. Князь Андрей Курбский не ушёл в монастырь, а бежал в Литву в начале Ливонской войны (в 1565 году), опасаясь смертной казни.

21. Не было "дьяка Сильвестра Адашева", а были два разных человека: окольничий Алексей Адашев и протопоп Сильвестр.

22. Сильвестр был сослан царём в дальний монастырь, а Адашев - отправлен воеводой в армию в конце 1550-х годов. Оба они умерли до начала опричнины.

23. Иван Грозный дважды внезапно терял своих сыновей. Но в первый раз младенец-царевич случайно утонул (в 1566 году), а во второй раз сам Иван убил своего сына Ивана (в 1581 году). Оба раза царь не собирался с горя отречься от престола.

24. Московское княжение досталось семейству Даниловичей (потомков Александра Невского) в момент своего возникновения (в 1270-е годы). Князья Гедиминичи появились на престоле Литвы позже - в 14 веке; тогда они пытались подчинить Москву, но безуспешно.

25. В 1560-70-е годы Крымом правил хан Девлет-Гирей; он был коренной мусульманин, и не мог носить христианское отчество "Петрович".

26. Крымский хан был тогда вассалом турецкого султана - так что о "сговоре" между ними и о "восстании" против Москвы не может быть речи.

27. Успешный набег крымчаков на Москву произошёл в 1571, а не в 1569 году. В боевых действиях тогда не участвовали ни Симеон Бекбулатович, ни Василий Шуйский, ни Делагарди.

28. Имя Якоба Делагарди (французского гугенота, поселившегося в Швеции и ставшего видным военачальником) появилось в русской истории только в Смутное Время - в начале 17 века.

29. Поражение от крымчаков в 1571 годуне вызвало на руси бунтов - но оно стало следствием разложения русской армии, начавшегося по ходу опричного террора. Незадолго до этого нашествия (весной 1571 года) царь Иван устроил в Москве массовую показательную казнь своих видных соратников (включая некоторых опричников).

30. Тверь не восставала против царя Ивана - но она была разорена царём в 1570 году, во время его похода на Новгород. Тогда опальный митрополит Филипп Колычев был убит Малютой в Отроче монастыре в Твери.

31. Князь Владимир Старицкий (двоюродный брат царя Ивана) был убит по его приказу в 1570 году - без вины, но как возможный претендент на престол.

32. В 16 веке в Новгороде не было посадника, но был воевода - наместник московского царя.

33. Правителей из Литвы или иных стран новгородцы к себе не приглашали с 1478 года, когда город был подчинён князем Иваном 3.

34. Киевляне не могли вести "тайные переговоры" с Польшей, поскольку с 14 века Киев находился в составе Литвы, а в 16 веке - в составе объединённого Польско-Литовского государства (Речи Посполитой).

35. Просьба к Ивану - вернуться на царство в Москву - исходила лишь однажды: в начале 1565 года, когда царь удалился с придворными и казной в Александровскую слободу, а москвичи, умоляли его вернуться в столицу. Позднее царь заслужил такую ненависть россиян, что никто не стал бы просить его вернуться на трон.

36. В 1570-е годы Иван сознавал себя "недостойным пастырем Руси" (он написал это во втором письме к Курбскому). Однако отказаться от престола он не помышлял, полагая (видимо, справедливо), что в таком случае найдутся охотники его убить.

37. За время правления Ивана Грозного Земский собор собирался лишь однажды - в самом начале (в 1551 году), и не по воле царя. Позднее Иван обходился без этой "демократии".

38. Василий Шуйский был избран царём Руси в 1606 году - после свержения и убийства первого Самозванца. К этому времени (и позже) Василий не проявил никаких военных талантов.

39. Нил Сороский основал свой скит в конце 15 века - в правление князя Ивана 3.

40. Царь Иван принял монашеский постриг лишь за несколько дней (или часов) до своей смерти - в 1584 году, будучи тяжело болен.


Конкурс по геофизике

Вопросы

  1. Почему небо днём голубое?
  2. Почему у летних облаков плоский низ на одной высоте?
  3. Как и почему образуются озоновые дыры?
  4. Мыс Доброй Надежды всегда пользовался у моряков дурной славой. Как это можно объяснить?
  5. Некто предложил растопить Антарктиду. Хорошо ли это?
  6. Есть ли на других планетах моря и океаны? А вулканы?
  7. Как образовались крупные формы планетарного рельефа?
  8. Как связаны междлу собой микроэлементы и микроорганизмы?
  9. Какие горные породы возникли при участии живых организмов?
  10. Какая катострофа произошла на Земле 60 миллионов лет назад? Какие существуют опасности для человечества в целом?

Конкурс по астрономии

Вопросы

  1. Когда люди построили самые первые обсерватории? Зачем им это понадобилось?
  2. Вы смотрите на небо. Как отличить звезду от планеты?
  3. Какие созвездия самые древние? Почему?
  4. Говорят: "Светит, а не греет". Кто это? А бывает ли наоборот?
  5. Случайно ли расположены планеты? Почему они разные? Почему у одних много спутников, а у других совсем нет?
  6. Кто на небе хочет казаться са-а-мым большим, а сам-то совсем маленький?
  7. Почему мы не видим, как рождаются звёзды?
  8. В космосе нашли много разных молекул. Откуда они?