27-й Турнир им. Ломоносова
26 сентября 2004 года

Критерии оценок и награждения

Каждый участник за успешное выступление по каждому из предметов может получить одну из двух оценок:

Жюри турнира по каждому предмету разработало критерии оценок.

Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература | Изобретательство

Математика

Вариант состоял из 7 задач. Для каждой задачи указывалось, каким классам она адресована.

Каждая задача оценивалась одной из оценок +! + +. +- -+ -. - 0
+!верное очень хорошее решение
+ верное решение
+.верное решение с незначительными недочётами (на которые жюри считает нужным указать участнику)
+-в целом верное рещение, но с существенными замечаниями
-+неверное решение, но с существенными продвижениями в верном направлении
-.неверное решение, незначительные продвижения в верном направлении
- неверное решение
0 решение в работе отсутствует
(традиционная для математических олимпиад оценка +/2 не использовалась)

Критерии награждения. Задача считалась решённой, если за неё была поставлена одна из оценок +! + +. +- ; при награждении учитывались только решённые задачи за свой и более старшие классы (задачи за младшие классы не учитывались, но результаты их проверки сообщались участникам для сведения).
Классev
7 и младшене присуждалосьрешена хотя бы одна задача
8не присуждалосьрешена хотя бы одна задача из диапазона 2-7
9решена хотя бы одна задача из диапазона 4-6решено хотя бы две задачи из диапазона 4-6 или решена задача 7
10 и 11решена хотя бы одна задача из диапазона 5-7решено хотя бы две задачи из диапазона 5-7

Математические игры

Участникам конкурса по математическим играм было предложено 5 задач. Полное решение каждой задачи оценивалось в 20 баллов. Результат определялся по сумме баллов за все задачи.

Критерии награждения. Грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм (v) присуждалась за 20 и более баллов, балл многоборье (e) - за 10 и более баллов.

Физика

Вариант состоял из 10 задач. Для каждой задачи указывалось, каким классам она адресована.

Каждая задача оценивалась одной из оценок +! + +. +- -+ -. - 0
+!верное очень хорошее решение
+ верное решение
+.верное решение с незначительными недочётами (на которые жюри считает нужным указать участнику)
+-в целом верное рещение, но с существенными замечаниями
+/2сделана примерно половина необходимой для верного решения работы
-+неверное решение, но с существенными продвижениями в верном направлении
-.неверное решение, незначительные продвижения в верном направлении
- невеное решение
0 решение в работе отсутствует

Критерии награждения.

Задача считалась решённой, если за неё была поставлена одна из оценок +! + +. +- ; при определении победителей учитывались только решённые задачи за свой и более старшие классы. При присуждении баллов многоборья также учитывались решённые задачи за младшие классы и оценки +/2 за свой и старшие классы.

При подведении итогов определялись числа
A = (количество решённых задач своего класса) + 2*(количество решённых задач старших классов);
B = (количество оценок +/2 за задачи своего и старших классов) + (количество решённых задач младших классов) + A;
итоги подводились в соответствии с таблицей
Классev
7 и младшеB > 2A > 1
8B > 3A > 2
9, 10 и 11B > 4

Химия

Вариант состоял из 9 задач. Для каждой задачи указывалось, каким классам она адресована. Каждая задача оценивалась в баллах.

При подведении итогов учитывались все задачи, в том числе и младших классов, но при выставлении баллов за каждую задачу кроме полноты решения также учитывался класс, в котором учится участник турнира.

Критерии награждения. При подведении итогов учитывалась сумма баллов по всем задачам.
Классev
5 и младше>1>5
6>1>6
7>1>8
8>4>8
9>5>9
10>6>15
11>9>18

Примерная разбаловка по задачам.

1.
7-8 кл. - 1 балл за пункт, всего 6 баллов
9-10 кл. - 0.5 балла за пункт, всего 3 балла
11 кл. - 2 балла, если решено все

2.
Ответ 372.2 г
7-8 кл. - 10 баллов (решение обязательно)
9 кл. - 8 баллов,
10 кл. - 6 баллов,
11 кл. - 4 балла.

3.
пункты а-е:
7-9 кл. - 1 балл за реакцию в пункте, все последующие по 0.5,
10-11 кл. - 0.5 балла за первую реакцию в пункте, остальные по 0.25 баллов, если сумма получается с двумя знаками после запятой, то округляется до одного в меньшую сторону.
пункты ж-н:
1 балл за реакцию.

Примеры решений
K_2SO_3+2HCl=KCl+SO_2+H_2O
ZnO+C=Zn+CO
Cu+4HNO_3=Cu(NO_3)_2+2NO_2+2H_2O
2NaBr+Cl_2=2NaCl+Br_2
2SO_2+O_2=2SO_3
2CO+O_2=2CO_2
3Cl_2+6NaOH=5NaCl+NaClO_3+3H_2O

4.
8-9 кл.- 6 баллов за полное решение, 2 балла за ответ без объяснений.
10-11 кл. - 3 балла за полное решение, 0 баллов за ответ без объяснений.
за каждую реакцию и найденное количество по 1 баллу в 8-9 кл. и по 0.5 баллов в 10-11 кл.

2HgO=2Hg+O_2
2KMnO_4=K_2MnO_4+MnO_2+O_2
2KClO_3=2KCl+3O_2
n(HgO)=5/217=0.023 моль, n(O_2)=0.0115 моль
n(KMnO_4)=5/158=0.032 моль, n(O_2)=0.016 моль
n(KClO_3)=5/122.5=0.041 моль, n(O_2)=0.0205 моль

5.
9-10 кл. и мл. - 8 баллов за полное решение,
11 кл. - 4 балла за полное решение.
1.5 моль аммиака образовалось (9-10 кл 4б)
94.5 г HNO_3 (9-10 кл. (и мл.) - 2 балла)
189 г 50% р-ра (9-10 кл. (и мл.) - 2 балла)
если в решении принимается выход аммиака за 100%, далее избыток-недостаток, то 9-10 кл. (и мл.) - 2 балла, 11 кл. - 0 баллов.

6. Правильное решение - кремниевая пыль попадает из воздуха при хранении HF в пластиковой посуде - 8 баллов,
если есть объяснение про стекло, то 4 балла (с реакцией).

7.
формула 1 балл, название 0.5 балла, всего 9 баллов.
A 2,2-диметилпропан
B н-пентан
C 2,2,3-триметилбутан
D 2-метилбутан
E 2,2,3,3-тетраметилбутан
F 2,3-диметилбутан
Возможно, есть другие правильные решения

8. Уравнение реакции - 4 балла, каждый новый способ получения - 2 балла (не обязательно промышленный, можно и реакцию, продуктом которой является хлор).

9. Один образец LiD - 4 балла,
другой - смесь LiH и LiOH - 6 баллов (c расчетом).

История

Участникам было предложено 10 вопросов и 2 творческих задания (N 11 и 12 - тексты с историческими ошибками).

Оценка 'v' ставилась за 2 верных ответа на вопросы 1-10 или за верно найденные не менее 10 ошибок в заданиях 11, 12, а также по усмотрению жюри (в том числе за меньшие достижения в младших классах).

Оценка 'e' ставилась за одно верно выполненное задание или за несколько (менее 10, по решению жюри в каждом конкретном случае) найденных ошибок в заданиях 11 и 12 или за несколько частично выполненных заданий.

Биология

Вариант состоял из 8 вопросов. Каждый верный ответ оценивался в баллах в зависимости от полноты ответа. Результат определялся по сумме баллов за все вопросы.

Критерии награждения.
классev
5 и младше>0>4
6>1.5>4
7>3>5
8>3.5>6
9>4>7
10>4.5>8
11>5>9

Лингвистика

Участникам конкурса по лингвистике было предложено 4 задачи. Каждая задача оценивалась в баллах. Максимально возможная оценка за задачу N 1 - 12 баллов, за задачу N 2 - 9 баллов, за задачу N 3 - 23 балла, за задачу N 4 - 34 балла, итого - 78 баллов. Подробное разъяснение по выставлению баллов за каждую задачу приведено в инструкции по проверке (lingprov.doc, WinWord, 46 КБ).

Критерии награждения.

Грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике (v):
5 кл. - сумма баллов 13 баллов.
6 кл. - 10 баллов за задачу N 1 или 12 баллов за задачу N 2.
7 кл. - 11 баллов за задачу N 1.
8 кл. - сумма баллов 31; или 11 баллов за задачу N 1 и 7 баллов за задачу N 2.
9 кл. - сумма баллов 41; или 12 баллов за задачу N 1 и 9 баллов за задачу N 2; или оценки по задачам: 11 4 0 19.
10 кл. - сумма баллов 46; или оценки по задачам: 12 8 20 0.
11 кл. - 26 баллов за задачу N 4; или 21 балла заз задачу N 3; или оценки по задачам 12 9 15 0; или оценки по задачам 12 9 0 20.

Балл моногоборья (e):
7 кл. - 10 баллов за задачу N 1.
8 кл. - 8 баллов за задачу N 2; или 10 баллов за задачу N 1.
9 кл. - 8 баллов за задачу N 2; или 11 баллов за задачу N 1.
10 кл. - 9 баллов за задачу N 2; или 12 баллов за задачу N 1; или оценки по задачам 8 7 4 21.
11 кл. - оценки по задачам 12 9 0 0; или сумма баллов 40.

Все критерии применяются как к указанным в них классам, так и к более младшим; если в критериях указана сумма баллов, то они также применяются ко всем результатом с большей суммой баллов; если указаны оценки по задачам, то критерии применяются также ко всем результатам, в которых за каждую из задач поставлена оценка не менее указанной. Из всех результатов, определённых по всем возможным критериям, выбирается лучший.

Астрономия и науки о Земле

Участникам конкурса было предложено 10 вопросов. Ответ на каждый вопрос оценивался в баллах. За каждую правильно указанную "составную часть" ответа на каждый вопрос ставился 1 балл. Количество баллов не ограничивалось. Ответы на вопросы с 1 по 9 считались верными, если за них получено не менее 3 баллов, ответ на вопрос N 10 считался верным, если за него получено не менее 4 баллов.

Примерная разбалловка (за каждый пункт - по 1 баллу) приведена ниже.

1. Почему циклоны идут с запада, а тайфуны - с востока?
1. неравновесное состояние атмосферы и ее движения
2. адиабатический градиент
3. всходящие потоки, горизонтальные движения
4. сила Кориолиса и циклогенез
5. глобальная циркуляция
6. движение циклонов на разных широтах

2. Почему цвета разные, а цветы - разноцветные? А на других планетах цвета будут такие же или другие?
1. видимый спектр и его цвета
2. спектральные линии и полосы
3. колориметрия и палитра
4. окраска растений и функции цветов
5. цветовосприятие человека и др. животных
6. цвета на Луне, Венере, Марсе
7. преломление и рассеяние в других атмосферах
8. освещенность и цвета на экзопланетах, критпобиосфера

3. Некто ложится спать около дальней стены комнаты, окно которой смотрит точно на восток, и просыпается, когда солнце утром начинает светить ему в глаза. Всегда ли он будет просыпаться в одно и тоже время? Справедливо ли это для любого города?
1. продолжительность дня в разные сезоны
2. зависимость времени восхода от широты места
3. атмосферная рефракция (отсутствие атмосферы на высоте), облака, туман и др.
4. разница долгот и времен, поясное время
5. летне-зимнее, декретное и др. время
6. отклонения истинного солнца от среднего времени
7. аналемма солнца и варианты проекции окна
8. комната на Луне, на космической станции и др.

4. Где химические реакции НЕ происходят?
1. вакуум (отсутствие вещества, отсутствие взаимодействий)
2. понятие химических реакций и отличие от физических и биологических процессов.
3. энергия электронных межатомных связей и верхняя температурная граница
4. отсутствие химических реакций во всех типах звездных объектов
5. химический состав и его изменения
6. химические реакции в звездных оболочках, межзвездной среде, на планетных телах
7. замедление реакций при охлаждении в космическом пространстве
8. абсолютный нуль температур

5. Архимед: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю". Сколько времени потребуется Архимеду, чтобы заметно сдвинуть земной шар? Кто впервые "сдвинул" Землю? Кто впервые Землю измерил? Кто впервые Землю взвесил? Кто впервые Землю "обошел"? Кто впервые Землю облетел? Кто впервые на Землю взглянул "со стороны"?
1. собственные движения Земли
2. правило рычага и время "подвижки" Земли
3. гелиоцентрические системы мира Аристарха и Коперника
4. теория Вегенера дрейфа материков
5. удар астероида и смещение оси вращения Земли
6. измерение Земли Эратосфена и др.
7. теория Ньютона и определение массы Земли
8. кругосветные путешествия Магеллана и др. мореплавателей
9. Жюль Верн, дирижабль и др. воздухоплаватели
10. полет Белки, Стрелки, Ю. Гагарина и пилотируемая космонавтика
11. полеты в дальний космос

6. Почему Гораций и Овидий называли Луну "трехликое светило"? Почему у древних римлян Луна получила прозвище Luna Fallax ("обманщица")? Какой символ для молодой луны применяли египтяне?
1. три видимые фазы Луны
2. отсчет начала месяца в лунном календаре
3. перемещение Луны относительно звезд
4. Египет: "лодочка" для путешествий богов по небу
5. загадочный "лик" Луны
6. отраженный свет солнца

7. Расставьте следующие понятия в логическую причинно-следственную зависимость: 7 дней каждой фазы Луны, 7 звезд в Ковше Большой Медведицы, 7 видимых планет, 7 дней творения мира, 7 основных металлов, 7 цветов радуги, 7 небесных сфер. Когда возникла 7 дневная неделя? Правда ли, что Юлий Цезарь ввел новый календарь для того, чтобы религиозные праздники приходились на определенные дни недели (желательно на субботу или воскресенье)?
1. пространство: 7 миров - сторон света
2. астрономия: яркие околополярные звезды, фазы Луны, планеты
3. неделя и сотворение мира, суббота, воскресенье
4. градация небесных сфер, цветов, металлов и др.
5. отсутствие недели в греческом и римском лунном календаре
6. солнечный юлианский календарь
7. средневековые церковный и гражданский календари

8. Как можно узнать расстояния до планет, звезд и галактик? Кто это сделал впервые? Кто наиболее широко "раздвинул" нашу Вселенную?
1. бинокулярное зрение и парадоксы размеров и расстояний
2. измерение расстояний на суше и на море в днях пути
3. триангуляция и параллакс
4. новая Тихо Браге - далекая звезда
5. оценка расстояний до комет
6. законы Кеплера для планет
7. определение параллакса Марса (Рише)
8. локация Луны, планет и КА
9. определение годичных параллаксов звезд
10. быстрые движения (звездные скопления и разлет оболочки при взрыве)
11. проблема "стандартной свечи" - фотометрические расстояния
12. цефеиды и определение расстояний в Галактике и местной группе
13. ярчайшие гиганты, размеры туманностей и сверхновые
14. закон Хаббла и красное смещение
15. гамма-всплески и проблема больших расстояний
16. коррекции шкал расстояний
17. философский подход: Джордано Бруно и бесконечность Вселенной; Ю. Гагарин и полеты в космос; множественность Вселенных и др.

9. В Санкт-Петербурге ровно в 12 часов дня раздается выстрел из пушки со стен Петропавловской крепости. Теперь это всего лишь дань традиции, сохраняющейся с давнего времени (аналогичные выстрелы выполняются и в некоторых других городах России). А зачем в свое время понадобилось это вводить? Где еще существуют подобные мероприятия? Как осуществлялось установление времени в городских и сельских поселениях в древности? На каких физических принципах основывалось действие часов в древности?
1. поверка часов - момент точного времени
2. в портах (СПб, Мурманск, Владивосток и др.) и крепостях - указ Петра 1
3. шар Гринвичской обсерватории
4. морские хронометры и проблема долготы
5. религиозные и военные звуковые сигналы (колокола, муэдзины, стражи и др.), сигналы животных
6. часы гномон, песочные, водяные, огневые, и др.
7. современная система единого времени

10. После Афин-2004 очередную Олимпиаду решили провести на Луне (бег, прыжки, метание, плавание, и т.д.). Какие лунные рекорды превзойдут аналогичные земные достижения и на сколько? В каких видах спорта прогресса не ждать? А как Вы отнесетесь к идее провести на Луне чемпионат мира по футболу?
1. уменьшение силы тяжести - увеличение дальности броска и прыжка
2. бег - соотношение гравитационной массы и инерционной
3. безвоздушное пространство и проблемы адаптации
4. водные виды спорта
5. единоборства и художественные виды спорта
6. футбол и др. игровые виды спорта

Критерии награждения:
классev
4 и младше1 и больше2 и больше
54 и больше7 и больше
65 и больше8 и больше
76 и больше9 и больше
86 и больше10 и больше
97 и больше11 и больше
108 и больше12 и больше
119 и больше13 и больше
В 10 и 11 классах эти критерии соответствуют объявленным в задании (предлагалось дать ответы на 4 вопроса), а в более младших классах являются более "мягкими".

Литература

Участникам конкурса было предложено 4 творческих задания. Работа оценивалась (оценки 'e' и 'v') целиком по совокупности достигнутых результатов. Формальные критерии не использовались.

Изобретательство

Конкурс проводился только в Московском авиационном институте в порядке эксперимента. Участникам было предложено 8 вопросов. Ответ на каждый вопрос оценивался от 0 до 10 баллов.

За вопросы с большим количеством вариантов ответа (N 1, 4, 8) за каждый вариант ставилось от 0 до 3 баллов:
1 балл - простое указание варианта (правильного);
2 балла - указаны условия применения
3 балла - описана теория и есть обоснование-объяснение
(При большом количестве ответов - всего не более 10 баллов)

За вопросы, предполагающие 1-2 варианта ответа, оценка варьируется от 1 до 6 баллов за каждый вариант (всего может быть не более 10 баллов). За новую нестандартную идею (вариант) ставилось от 1 до 3 баллов (даже если этот вариант на практике не может быть реализован).

Критерии награждения (независимо от класса):
e - 2 балла и более
v - 4 балла и более