Общие положения | Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература | 11 класс | Технические подробности
Предварительная версия опубликована 06.12.2008,
последние изменения внесены 10.12.2008.
Турнир состоит из 9 конкурсов:
1. математика
2. математические игры (письменно и/или устно - по выбору)
3. физика
4. химия
5. биология
6. астрономия и науки о Земле
7. история
8. лингвистика
9. литература
Каждый школьник мог решить, в каких конкурсах участвовать.
После турнира жюри проверяет письменные работы по каждому предмету
и по каждой работе принимает одно из следующих решений
(в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса,
в котором учится школьник).
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление
по этому предмету (условное обозначение "v").
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение "e").
3. Данную работу не награждать.
(В конкурсе по математическим играм также можно было участвовать устно. Если получены разные "устная" и "письменная" оценки по одной и той же задачи - из этих оценок учитывалась лучшая.)
Если школьник получил два или больше балла многоборья (по разным предметам) - он награждается за успешное выступление в многоборье.
Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 4 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья
Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают грамоту (в которой перечислены все успехи).
Отметки "v" и "e" указываются в таблице результатов после отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает грамоту - это отмечается буквой "v" в последней колонке таблицы ("грамота").
Участники 11 класса кроме того будут награждаться дипломами 1, 2 и 3 степени в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, утверждённым приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. N 285 (см. далее).
В связи с большим объёмом работы по подведению итогов турнира принято решение оперативно публиковать промежуточные результаты и принятые решения по мере поступления.
Было предложено 7 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок
+! + +. +- +/2 -+ -. - 0
Краткое описание этих оценок следующее:
+! | Верное решение задачи, очень хорошее и оригинальное. |
+ | Верное решение задачи. |
+. | Верное решение задачи, имеются незначительные недочёты. |
+- | В целом верное решение, но с существенными недочётами. |
+/2 | Решение, доведённое примерно до середины (половины). В младших классах такая оценка часто соответствует ситуации, когда у школьника есть по сути верное решение, которое он не смог математически грамотно записать. |
-+ | Только начало (незначительная логическая часть) верного решения. Или условное обозначение угаданного (без объяснения) верного ответа, когда возможных вариантов - два или несколько (немного). |
-. | Очень незначительное продвижение в решении задачи, решение в целом неверное. |
- | Неверное решение задачи. |
0 | Задача в работе не записана. |
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении. В некоторых случаях жюри не выставляло учащимся 11 класса оценки за решение задач для младших классов (в связи с тем, что простые задачи для младших школьников технически трудно проверить на уровне серьёзности 11 класса).
Задача считалась решённой, если за неё поставлена оценка +- или лучше (то есть одна из оценок: +! + +. +-).
Оценка e (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Предложено 3 задания, каждое задание оценивается целым количеством баллов от 0 до 20 включительно. Критерии проверки письменных работ изложены в опубликованных решениях заданий. Результаты устных ответов по каждому заданию переводятся в баллы также в соответствии с критериями проверки письменных работ. Если какое-либо задание участник сдавал и устно, и письменно, учитывается наилучшая (из двух) оценка в баллах за это задание. (Если участник сдавал задание устно несколько раз - за каждый пункт каждого задания учитывается лучшая из всех полученных оценок.)
Оценка e (балл многоборья) ставилась, если в сумме по трём заданиям было набрано 8 баллов или больше.
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась, если в сумме по трём заданиям было набрано 18 баллов или больше. (То есть достаточно было полностью выполнить любое одно задание - возможно, с незначительными недочётами.)
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 10 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок
+! + +. +- +/2 -+ -. - 0
Смысл этих оценок такой же, как и на конкурсе по математике (см. выше).
Оценка e (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка v (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 10 заданий. Каждое задание оценивалось целым неотрицательным количеством баллов, причём в случаях, если задание было рекомендовано для более младших классов, чем тот, в котором учится выполнивший его участник, за полное выполнение этого задания иногда ставилось меньше баллов.
номер задачи | классы, которым рекомендована задача | max балл в своём классе или старшем | max баллы, если решена задача за класс младше своего |
1 | 7 - 8 | 8 | 5 в 9 кл.; 2 в 10-11 кл. |
2 | 7 - 9 | 4 | 2 |
3 | 8 - 9 | 9 | 5 |
4 | 8 -10 | 6 | 4 |
5 | 8 -10 | 7 | 5 |
6 | 9 -10 | 16 | 12 |
7 | 9 -10 | 5 | 5 |
8 | 10-11 | 15 | - |
9 | 10-11 | 8 | - |
10 | 10-11 | 12 | - |
Критерии выставления баллов в случае частичного выполнения заданий пока не опубликованы.
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, а также класс, в котором учится участник. (Количество решённых задач в критериях награждения отдельно не учитывается, так как критерии по сумме баллов согласуются с количеством задач, которое предлагалось решить в задании.)
Оценки e и v ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс | e (балл многоборья) | v (грамота) |
5 и младше | 1 | 2 |
6 | 1 | 4 |
7 | 2 | 4 |
8 | 3 | 5 |
9 | 4 | 9 |
10 | 5 | 10 |
11 | 5 | 10 |
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Было предложено 11 заданий. Работы оценивались экспертно без формальных критериев. Во всех случаях оценка ставилась не ниже, чем в соответствии со следующими критериями.
N задания | оценка | 7 класс и младше | 8-9 классы | 10-11 классы | Примерные критерии оценки | Примерный максимум баллов |
1 | v | 3 | 4 | 4 | По 1 баллу за каждого верно указанного исторического персонажа. | 3 |
e | 2 | 3 | 3 | |||
2 | v | 3 | 4 | 4 | По 1 баллу за каждого разумно разобранного персонажа. | |
e | 2 | 3 | 3 | |||
3 | v | 2 | 3 | 3 | 1 балл - за верное разъяснение титула чати (перевод на русский язык), по 1 баллу за каждого верно указанного персонажа. | 5 |
e | 1 | 2 | 2 | |||
4 | v | 2 | не ставилось | По 1 баллу за указание основателя каждой империи и по 1 баллу за указание даты основания каждой империи. | 4 | |
e | не ставилось | 2 | 2 | |||
5 | v | 2 | 2 | 2 | За каждое указанное различие - 1 или 2 балла (в зависимости от нетривиальности ответа и полноты объяснения). | |
e | 1 | 1 | 1 | |||
6 | v | 2 | 2 | 2 | 1 балл - указание незнатного происхождения Тимура, по 1 баллу за каждого верно указанного историческо персонажа (современника Тимура, имеющего более высокий титул). | |
e | 1 | 1 | 1 | |||
7 | v | 2 | 2 | 2 | 1 балл - за верное указание исторических событий (попытки завоевания Японии), 2 балла - за указание инициатора морской агрессии (Хубилай). | 3 |
e | 1 | 1 | 1 | |||
8 | v | 2 | 2 | 2 | За каждый отзыв - 1 или 2 балла (в зависимости от качества отзыва). | |
e | 1 | 1 | 1 | |||
9 | v | 2 | 2 | 2 | 1 балл - за верное указание места церемонии (хотя бы "г. Москва"), по 1 баллу за каждую верно названную персону. | |
e | 1 | 1 | 1 | |||
10 | v | 5 | 7 | 8 | По 1 баллу за каждую указанную историческую ошибку. Случайно неверно указанные ошибки не учитываются. Однако, задание не оценивается в случае, если решающий "на всякий случай" указывает как ошибки все подряд содержащиеся в тексте утверждения. | 40 |
e | 1 | 1 | 1 | |||
11 | v | 5 | 7 | 8 | 28 | |
e | 1 | 1 | 1 |
В случае, если за 1 или более заданий по истории стоит оценка "v", за конкурс по истории в целом ставится оценка "v".
В случае, если за 2 или более заданий по истории стоит оценка "e", за конкурс по истории в целом ставится оценка "v".
В случае, если за 1 задание по истории стоит оценка "e", за остальные задания оценок "e" или "v" не выставлено, за конкурс по истории в целом ставится оценка не ниже "e".
Предложено 8 заданий, каждое задание оценивается целым неотрицательным количеством баллов.
Оценки e и v ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс | e (балл многоборья) | v (грамота) |
3 и младше | 4 | 5 |
4 | 4 | 5 |
5 | 4 | 6 |
6 | 4 | 6 |
7 | 6 | 8 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 8 | 11 |
11 | 9 | 13 |
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
При оценке ответов на вопросы по биологии школьники могут получить положительные баллы за правильные ответы. За неправильный ответ баллы не снижаются.
Как правило, вопросы по биологии предполагают наличие нескольких (а часто - и довольно многих) правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 или 2 балла, в зависимости от того, насколько сложен вопрос и насколько очевиден ответ.
Бывают вопросы, на которые нет однозначно правильного ответа. В этом случае положительные баллы начисляются за любую разумную гипотезу. Из вопросов этого года ярким примером такого рода является вопрос N 4 про "облысение" людей.
Если школьник не только перечисляет идеи, являющиеся, по его мнению, ответами на вопрос, а и разумно их аргументирует, это может повышать его оценку.
В тех вопросах, где просят привести примеры, - каждый правильный пример повышает оценку на 0.5-1 балл. Важно, что примеры должны точно соответствовать поставленному вопросу. Так при ответе на вопрос про светящихся водных животных пример "светлячок" учитываться не будет.
Также считаются за один совсем однородные примеры. Скажем, если в вопросе просят привести примеры животных, у которых личинки и взрослые особи имеют разный корм, примеры "лягушка" и "жаба" будут считаться однородными.
Из сказанного видно, что за каждые вопрос можно получить несколько баллов, и даже довольно много (8-10). Верхнего предела оценки не существует. К сожалению, довольно часто ребята, придумав 1 ответ на вопрос, этим и ограничиваются, получая за ответ 1-2 балла.
Объём написанного текста не влияет на оценку. Важно не сколько написал автор работы, а сколько разумных мыслей он при этом высказал и сколько правильных примеров привёл. Также не повышают оценку рассуждения на посторонние, пусть и связанные с вопросом, темы.
Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось целым неотрицательным количеством баллов. За полное безошибочное выполнение заданий давалось 12, 14 и 14 баллов соответственно. (Подробные критерии выставления баллов приведены в решениях задач по лингвистике).
Строго определить, что такое правильно выполненное лингвистическое задание, разумеется, невозможно. Жюри приняло решение интерпретировать полученные баллы следующим образом:
Номер задачи | максимум баллов | решённая задача | частичное решение | задача не решена |
1 | 12 | 10-12 | 7-9 | 0-6 |
2 | 14 | 10-14 | 7-9 | 0-6 |
3 | 14 | 10-14 | 7-9 | 0-6 |
Оценка e (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка v (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Замечание. Критерии оценки каждой задачи в баллах разрабатывались из соображений удобства проверки этой задачи (как правило, простой логический шаг в решении задачи - перевод слова, построение примера и т. п. - оценивается в 1 балл, более сложный - в 2 балла, и т. д.). При этом максимальное количество баллов за каждую задачу (выбранное только из соображений удобства проверки) не характеризует сложность задачи. Поэтому и сумма баллов по всем задачам никак не характеризует успехи участника турнира, получившего эти баллы.
Предложено 7 заданий, каждое задание оценивается целым неотрицательным количеством баллов. Критерии выставления баллов изложены в опубликованных критериях проверки. Результаты устных ответов по каждому заданию переводятся в баллы также в соответствии с критериями проверки письменных работ. Если какое-либо задание участник сдавал и устно, и письменно, учитывается наилучшая (из двух) оценка в баллах за это задание.
Каждое задание считалось выполненными успешно (засчитывалось), если за него поставлено 5 или больше баллов.
Оценки e и v ставились в соответствии с таблицей (нужно было или набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или количество засчитанных заданий не меньше указанного в таблице).
Класс | e (многоборье) | v (грамота) | ||
сумма баллов | количество задач | сумма баллов | количество задач | |
5 и младше | 3 | 5 | 1 | |
6 | 5 | 9 | 1 | |
7 | 7 | 11 | 1 | |
8 | 8 | 14 | 1 | |
9 | 8 | 1 | 15 | 2 |
10 | 9 | 1 | 16 | 2 |
11 | 9 | 1 | 18 | 2 |
В случае, если поставлена оценка v, оценка e не ставится.
Участникам было предложено 4 творческих задания. Формальные критерии оценок каждого задания не использовались. Решение о награждении принималось жюри персонально на основании экспертной оценки каждой работы.
При первичной проверке жюри использовало условные баллы, которые также сообщаются участникам. Эти баллы, например, дают представление об относительном вкладе ответа на каждое из заданий в итоговую оценку.
В случае, если набрана сумма баллов 21 или более, во всех случаях ставилась оценка "v".
Оценка не ниже "e" ставилась при следующей сумме баллов в следующих классах:
Класс | Сумма баллов, не менее |
6 и младше | 9 |
7 | 10 |
8 | 11 |
9, 10, 11 | 19 |
Во всех случаях на основании экспертного оценивания работы могла быть выставлена более высокая оценка.
Обращаем ваше внимание на то, что баллы были использованы жюри на первоначальном этапе проверки, носят технический характер и сообщаются участникам лишь для справочных целей. Поэтому сами по себе эти баллы не являются критерием для оценки работы. В частности, вполне допустима ситуация, когда у одного из участников при меньшей сумме баллов стоит лучшая оценка, чем у другого участника того же класса с большей суммой баллов.
Порядком проведения олимпиад школьников, утверждённым приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. N 285 (см. например http://www.rsr-online.ru/doc/norm/147.doc), предусмотрено награждение победителей олимпиад дипломами 1 степени и призёров олимпиад - дипломами 2 и 3 степени.
В связи с необходимостью соблюдения данного порядка для возможности предоставления учащимся 11 класса льгот при поступлении в вузы по результатам турнира, жюри и оргкомитет планируют разработать порядок определения победителей и призёров Турнира им. Ломоносова в 2008/2009 учебном году и награждения их дипломами 1, 2 и 3 степени. Определение победителей и призёров в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников будет осуществлено параллельно с традиционной системой подведения итогов Турнира им. М. В. Ломоносова. Обращаем ваше внимание на то, что список этих победителей и призёров может не полностью совпадать со списком участников, награждённых грамотами в соответствии с традиционной системой подведения итогов Турнира (что обусловлено, например, ограничениями, определёнными в п. 15 Порядка). По тем же причинам возможно несоответствие списка предметов в грамоте и в дипломе.
Также обращаем ваше внимание на то, что согласно результатам рассмотрения Российским союзом ректоров заявки Оргкомитета на включение Турнира им. Ломоносова в проект перечня олимпиад школьников на 2008/2009 учебный год результаты участия участников турнира в конкурсах по литературе и по математическим играм не будут учитываться при награждении дипломами и никак не будут влиять на льготы при поступлении в вузы, предоставляемые на основании результатов участия в Турнире в 2008/2009 учебном году.
Итоги подводятся с помощью специальной компьютерной программы по вышеприведённым критериям. Вы можете скачать exe-файл (linf2008.exe, 98408 байт), а также исходный текст на языке программирования С++ (linf2008.cpp, 74212 байт). Воспользовавшись этими файлами, вы можете самостоятельно проверить правильность подведения итогов по вашим оценкам, а также изучить исходный текст программы и обнаружить возможные ошибки.
В случае обнаружения ошибок просьба сообщить об этом в оргкомитет Ломоносовского турнира по электронной почте turlom@mccme.ru. Оргкомитет рассмотрит все такие сообщения, но не гарантирует ответ на все письма. Если будет замечена ошибка, искажающая результаты, всем "пострадавшим" будут дополнительно выданы положенные им грамоты.
Техническая часть подведения итогов осталась такой же, как и в прошлом (2007/2008) учебном году. См. подробную информацию в материалах прошлого года.