Турнир имени Ломоносова состоит из конкурсов по предметам: математика, математические игры, физика, химия, история, биология, лингвистика, астрономия и науки о Земле, литература. Конкурсы по всем предметам проводятся одновременно в разных аудиториях. Участники турнира (кроме учащихся 11 класса) могут свободно переходить из аудитории в аудиторию, самостоятельно выбирая предметы и время. 11-классники выполняют задания в одной аудитории. На выполнение заданий в сумме даётся 5 часов.
Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература
В скобках указано, каким классам рекомендуется задача (причём не обязательно решать абсолютно все задачи своего класса); решать задачи более старших классов также разрешается.
1. (6–7) У Вани было некоторое количество печенья; он сколько-то съел, а потом к нему в гости пришла Таня, и оставшееся печенье они разделили поровну. Оказалось, что Ваня съел в пять раз больше печений, чем Таня. Какую долю от всего печенья Ваня съел к моменту Таниного прихода?
2. (6–7) В квадрате 4*4 клетки левой половины покрашены в чёрный цвет, а остальные — в белый. За одну операцию разрешается перекрасить в противоположный цвет все клетки внутри любого прямоугольника. Как за три операции из первоначальной раскраски получить шахматную?
3. (8–9) Петя и Вася играют на бирже. Некоторые дни удачные, и в такие дни капитал Пети увеличивается на 1000$, а капитал Васи — на 10%. А остальные дни неудачные — и тогда капитал Пети уменьшается на 2000$, а капитал Васи уменьшается на 20%. Через некоторое время капитал Пети оказался таким же, как был в начале. А что произошло с капиталом Васи: уменьшился он, увеличился или остался прежним?
4. (8–11) Даны две картофелины произвольной формы и размера. Докажите, что по поверхности каждой из них можно проложить по проволочке так, что получатся два изогнутых колечка (не обязательно плоских), одинаковых по форме и размеру.
5. (6–8) На левую чашу весов положили два шара радиусов 3
и 5, а на правую — один шар радиуса 8. Какая из чаш
перевесит? (Все шары изготовлены целиком из одного и того же материала.)
6. (9–11) На левую чашу весов положили две круглых монеты,
а на правую — ещё одну, так что весы оказались в равновесии.
А какая из чаш перевесит, если каждую из монет заменить шаром того же
радиуса? (Все шары и монеты изготовлены целиком из одного и того же материала,
все монеты имеют одинаковую толщину.)
7. (6–11) В ряд слева направо лежит 31 кошелёк, в каждом по 100 монет. Из одного кошелька часть монет переложили: по 1 монете в каждый из кошельков справа от него. За один вопрос можно узнать суммарное число монет в любом наборе кошельков. За какое наименьшее число вопросов можно гарантированно вычислить «облегчённый» кошелёк?
8. (10–11) Вася отвечает теорему Виета: «Сумма трёх коэффициентов квадратного трёхчлена равна одному из его корней, а произведение — другому». Экзаменатор: «Неверно». Вася: «Как же неверно? Я проверил для случайно выбранного трёхчлена, и всё получилось». Какой это мог быть трёхчлен, если его коэффициенты — целые числа?
Выберите игру, которая Вас больше заинтересовала, и попробуйте придумать для одного из игроков (первого или второго) стратегию, гарантирующую ему победу независимо от ходов соперника. Постарайтесь не только указать, как следует ходить, но и объяснить, почему при этом неизбежен выигрыш. Ответ без пояснений не учитывается.
Не пытайтесь решить все задания, сохраните время и силы для других конкурсов. Хороший анализ даже только одной игры позволит считать Ваше участие в конкурсе успешным.
1. «Горошины». Два игрока ходят по очереди. Перед началом игры у них есть поровну горошин. Ход состоит в передаче сопернику любого числа горошин. Не разрешается передавать такое количество горошин, которое до этого уже кто-то в этой партии передавал. Ноль горошин тоже передавать нельзя. Тот, кто не может сделать очередной ход по правилам, — считается проигравшим.
Кто — начинающий или его соперник — победит в этой игре, как бы ни играл его партнёр?
Рассмотрите случаи:
а) У каждого по две горошины;
б) У каждого по три горошины;
в) У каждого по десять горошин;
г) Общий случай: у каждого по N горошин.
2. «Красим треугольник». Двое играют на треугольной доске (см. рис.), закрашивая по очереди на ней треугольные клеточки. Одна клетка (начальная) уже закрашена перед началом игры.
Первым ходом закрашивается клеточка, граничащая (по стороне) с начальной, а каждым следующим ходом — клетка, граничащая с только что закрашенной. Повторно клетки красить нельзя. Тот, кто не может сделать ход, проигрывает. Кто — начинающий или его соперник — победит в этой игре, как бы ни играл его партнёр?
Рассмотрите случаи:
а) Начальная клетка — угловая, поле любого размера;
б) Поле и начальная клетка как на рисунке к этому заданию;
в) Общий случай: поле любого размера, и начальная клетка в нём
произвольная.
г) Дополнительное задание. Можно подумать, что начальная
клетка определяет исход партии независимо от действий игроков.
Нарисуйте, однако, на каком-нибудь поле примеры таких двух партий
с одной и той же начальной клеткой, чтобы в первой побеждал
начинающий, а во второй — его партнёр. Для удобства нумеруйте
клетки: начальная — 0, первым ходом красится клетка 1,
вторым — 2 и т. д.
3. «Линейные шашки». Игровое поле представляет собой полоску 1×N. В начале игры на нескольких крайних левых полях стоит по одной белой шашке, на стольких же крайних правых полях — по одной чёрной шашке. Белые и Чёрные ходят по очереди, начинают Белые. Ход заключается в передвижении одной из своих шашек в направлении противника (Белые ходят направо, Чёрные — налево). Можно делать простой ход или бить шашки соперника. При простом ходе разрешается перемещать шашку на любое число клеток, но нельзя перепрыгивать ни через свои шашки, ни через чужие. Бьют шашки соперника по тем же правилам, что и в обычных шашках:
Кто — Белые или Чёрные — победят в этой игре вне
зависимости от игры партнёра? Рассмотрите случаи:
а) У игроков по одной шашке, поле длиной N>2 клеток;
б) У игроков по две шашки, поле длиной N>4 клеток;
в) У игроков по три шашки, поле длиной N>6 клеток;
г) Дополнительное задание. Можно подумать, что численное
преимущество решает исход игры. Придумайте и нарисуйте, однако,
позицию, где у Белых меньше шашек, чем у Чёрных, и тем не менее,
Белые начинают (с простого хода) и выигрывают.
В скобках после номера задачи указаны классы, которым эта задача рекомендуется. Ученикам 7 класса и младше достаточно решить одну «свою» задачу, ученикам 8–10 классов — две «своих» задачи, ученикам 11 класса — три «своих» задачи. Можно решать и задачи старших классов.
1. (6–9) Почему чайный пакетик, если его залить кипятком — обычно всплывает, а если опустить в кипяток — обычно тонет? В чём разница?
2. (6–9) По расписанию поезд должен проехать участок железной дороги со скоростью 60 км/ч. Поезд опаздывает на 5 минут. Рассчитайте, сколько километров машинисту нужно проехать со скоростью 70 км/ч, чтобы ликвидировать опоздание.
3. (7–11) Мышка, Кошка и Жучка умеют бегать по плоскости с постоянной скоростью, причём Кошка бегает быстрее Мышки, а Жучка — быстрее Кошки. Кошка всё время бежит по направлению на Мышку, а Жучка — по направлению на Кошку.
Первоначально Мышка, Кошка и Жучка сидят на одной прямой линии, (Кошка — между Жучкой и Мышкой). Известно, что если Мышка будет убегать от Кошки вдоль этой прямой линии, никуда не сворачивая, то Кошка поймает Мышку раньше, чем Кошку догонит Жучка.
Может ли так получиться, что Мышка, убегая более хитрым способом, сумеет сделать так, что Кошка встретится с Жучкой раньше, чем поймает Мышку? Объясните, почему.
4. (8–11) В карманных механических часах основной механизм, обеспечивающий точный отсчёт равных интервалов времени («механизм спуска») представляет собой подпружиненный поворотный маятник, который должен поворачиваться вокруг своей оси туда-обратно.
С целью увеличения точности хода часов применяется на первый взгляд неожиданное техническое решение — «механизм спуска» крепится не к корпусу часов, а к той же шестерёнке, к которой прикреплена секундная стрелка. Почему это увеличивает точность хода?
5. (9–11) В космосе вдали от других тел находятся три одинаковых маленьких шарика с массами m и зарядами q каждый. Шарики скреплены попарно тремя невесомыми и нерастяжимыми нитями одинаковой длины L. Система находится в покое. Неожиданно одна из нитей рвётся. С какими по величинам ускорениями начнут двигаться шарики сразу после обрыва нити?
6. (10–11) Имеются два одинаковых незаряженных конденсатора и батарейка с ЭДС U. Из них разрешается собирать любые электрические схемы, и повторять сборку и разборку много раз. Как это не удивительно, с помощью последовательности таких действий можно зарядить один из конденсаторов до напряжения, сколь угодно мало отличающегося от 2U. Как именно это нужно делать? Почему это приведёт к нужному результату?
7. (10–11) На горизонтальном столе лежит лист бумаги с напечатанным текстом. На текст положили лупу (собирающую линзу).
За столом сидит человек и смотрит на текст через лупу. Поскольку линза лежит далеко от края стола, направление взгляда составляет с расположенной вертикально главной оптической осью линзы угол примерно 45°.
Человек видит, что изображение текста в лупе немного искажается и строчки «выгибаются вверх» (рисунок слева). Объясните, почему именно «вверх», а не «вниз» («неправильный» рисунок справа).
8. (10–11) Молекула водорода может находиться в двух устойчивых состояниях, которые называются «орто» (спины ядер двух атомов в молекуле H2 имеют одинаковое направление) и «пара» (спины имеют противоположное направление). Молекулы H2 могут самопроизвольно обратимо перестраиваться, равновесное соотношение зависит от температуры:
Конфигурация молекулы H2 |
Комнатная температура, атмосферное давление |
20,4 K (температура кипения H2), атмосферное давление |
«орто» | 75% | 0,2% |
«пара» | 25% | 99,8% |
Газообразный водород комнатной температуры превратили в жидкий, охладив до Tкипения=20,4 K, и поместили в теплоизолированный сосуд со свободным удалением испаряющегося водорода при атмосферном давлении. Что произойдёт с жидким водородом в сосуде: установится равновесная «орто»/«пара»-концентрация или водород полностью испарится?
Перестройка молекул «орто» → «пара» идёт с выделением тепла, удельная теплота этого процесса составляет q=719 кДж/кг, процесс протекает достаточно медленно. Считать, что удельная теплота испарения H2 в этих условиях не зависит от состава смеси и равна L=447 кДж/кг, а различие молекул H2 на процессе испарения никак не сказывается.
Из предложенных 7 заданий мы рекомендуем выбрать самые интересные и ответить на них (школьникам 8 класса и младше рекомендуется 1–2 задания, школьникам старших классов — 2 или 3). Перечень вопросов в каждом задании можно использовать либо как план единого ответа, либо отвечать на все (или некоторые) вопросы по отдельности.
Ответы нужно снабдить разумным количеством примеров и пояснений по вашему выбору. Перечислять дополнительные примеры не обязательно (за них к оценке правильного ответа добавляются дополнительные баллы).
1. Почему именно 2009 год объявлен ЮНЕСКО Международным Годом Астрономии? Юбилеи каких важных событий в истории науки мы отмечаем в этом году?
2. Почему Луна — спутник маленькой Земли, а не огромного Солнца? Почему одни небесные тела — чьи-то спутники, а другие — «в свободном полёте»? Могут ли спутники «переходить» от одного хозяина к другому? И вообще, если встречаются два тела, то кто вокруг кого «должен» обращаться?
3. Что изучает наука гляциология? Почему именно гляциологические исследования во всем мире стали так актуальны в последнее время? (Кстати, немецкое слово «Glatze» означает ‘лысина’.)
4. В качестве одной из возможных первопричин крушения аэробуса над Атлантикой (А–330 «Эр Франс», 01.06.2009) рассматриваются так называемые «спрайты». Что это за явление и почему спрайты могут быть опасны для полёта самолётов?
5. Астрономию 21 века называют всеволновой. Какие волны в распоряжении астрономов уже есть? Каких пока ещё нет? Каких, надо полагать, никогда и не будет?
6. Какие новые океаны могут возникнуть на нашей планете Земля в обозримом будущем? Когда примерно? Какие, наоборот, могут исчезнуть?
7. Какие астрономические явления всегда будут для нас «неожиданными» (непредсказанными)?
Участникам 8 классов (и младше) предлагается решить 1–2 задачи участникам 9–11 классов — 2–3 задачи. После номера каждой задачи в скобках указано, каким классам она рекомендуется. Также можно решать задачи старших классов. Решённые задачи класса младше своего не влияют на оценку.
Участникам конкурса по химии выдавались (были напечатаны на обороте варианта) таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжений металлов.
1. (8) Железные опилки смешали с такой же массой серы. Полученную смесь нагрели в тигле без доступа воздуха. Получили тёмно-коричневую массу и охладили её до комнатной температуры. Будет ли эта масса притягиваться магнитом? Ответ объясните.
2. (8–9) В двух баллонах находятся оксид углерода(II) и оксид углерода(IV). Предложите несколько способов определения, в каком баллоне какой газ находится. Приведите, если нужно, уравнения реакций.
3. (8–9) Приведите уравнения реакций, позволяющие осуществить следующие превращения. Определите вещество Х. Каждая стрелка соответствует одной реакции.
Cu → X → CuCl2 → Cu(NO3)2 → X → Cu
4. (8–11) В раствор, содержащий 4 г сульфата меди, погрузили кадмиевую пластинку. После полного вытеснения меди из раствора масса пластинки уменьшилась на 3%. Определите первоначальную массу пластинки.
5. (8–10) При действии избытка щёлочи на 23 г твёрдого вещества было получено 4,48 л аммиака (н. у.). При прокаливании такого же количества этого вещества образовалось 14,2 г твёрдого остатка, представляющего собой оксид, содержащий 56,34% кислорода. Определите формулу вещества. Приведите уравнения упомянутых реакций.
6. (9–10) Чтобы понять сущность процессов превращения минералов, часто бывает удобно (хотя и не всегда обоснованно) представить их формулы в виде сочетания оксидов (например, CaO·CO2 вместо CaCO3, FeO·Fe2O3 вместо Fe3O4). Выразите в таком виде, более привычном для химика, следующие превращения.
Переход данбурита в датолит на границе с известняком:
CaB2Si2O8 + Ca(OH)2 = 2CaB(OH)SiO4
Превращение волластонита, магнетита и кварца в геденбергит и андрадит:
4CaSiO3 + Fe3O4 + SiO2 = CaFeSi2O6 + Ca3Fe2Si3O12
7. (9–11) В закрытый сосуд неизвестного объёма ввели 560 г азота и 16 г водорода. После нагревания до 500°C в присутствии катализатора в реакцию вступило 75% водорода, и установилось равновесие при давлении 15 атм. Определите объём сосуда.
8. (10–11) Причиной трагедий в угольных шахтах чаще всего являются взрывы смесей метана с воздухом, в которых объёмная доля метана составляет 5–15%. Представляет ли опасность смесь с плотностью 1,225 г/л? (н.у.). При расчёте молярную массу воздуха считать равной 29,0.
Почему взрывоопасны смеси именно такого состава? Предложите объяснение.
9. (11) Расшифруйте приведённую схему превращений: изобразите структурные формулы всех упомянутых в схеме веществ, напишите уравнения реакций и укажите условия их протекания.
C4H8 | ← | X | ← | C4H8 | → | Y | → | C4H10 | → | C4H8 | ||
↓ | ↓ | ↓ | ||||||||||
CH3COOH | C2H5COOH+CO2 | CO(CH3)2+CO2 |
1. Всем известно растение подорожник. Встречается оно обычно на тропинках или на обочинах больших дорог. Есть и другие растения, обитающие в сходных условиях. Почему же некоторым растениям «нравится» когда их топчут? Приведите как можно больше примеров таких растений.
2. Из глубины веков до нас дошли легенды об удивительных существах — драконах. Они выдыхали огонь, сражались с рыцарями, опустошали деревни, охраняли клады. «Сказка — ложь», но такое количество легенд не могло возникнуть на пустом месте. На рисунках показаны три наиболее распространённых образа дракона:
  |   | |||
а) дракон, каким его обычно изображают в схватке со Св. Георгием |   | б) Змей Горыныч из русских сказок |   | в) китайский дракон |
Предположите, какие реальные животные могли послужить прототипом для каждого из образов. Как вы думаете, какие черты строения не позволяют им существовать реально? Обоснуйте своё мнение.
3. На растениях часто можно встретить различные наросты, вздутия и другие проявления аномального роста. Приведите как можно больше примеров подобных образований и объясните, как они могли возникнуть.
4. Любой рыбак европейской части России знает пресноводную рыбу ротана (Perccottus glenii), которая густо заселяет многие водоёмы. Однако ещё в 1930-х годах территория, на которой встречались ротаны, была гораздо меньше: эти рыбы жили лишь в некоторых водоёмах Дальнего Востока.
Предположите, как могла бы расселяться эта рыба и как за такой относительно короткий срок она смогла проникнуть на дальние расстояния и заполонить большое количество водоёмов. Ведь у неё нет ни ног для ходьбы, ни крыльев для полёта!
5. Известно, что ласточки часто селятся в деревенских домах (на чердаках, во дворах). Какие выгоды они получают от соседства с человеком, и какие проблемы у них возникают?
6. Бактерии являются одними из мельчайших живых организмов на нашей планете. Они обнаруживаются в больших количествах практически повсеместно и выполняют разнообразные функции в природе, а также используются человеком.
Предположите, какие последствия для природы и человека могло бы повлечь за собой полное исчезновение бактерий с лица Земли.
7. Если посадить семечку фасоли «вверх ногами», то при прорастании корень, изогнувшись, всё равно растёт вертикально вниз (к земле). Придумайте механизмы, которые могут помочь молодому корешку растения определить, где верх, где — низ.
При оценке ответов на вопросы по биологии школьники могут получить баллы за правильные ответы. За неправильный ответ баллы не снижаются. Полученные за ответы на разные вопросы баллы складываются, итог подводится в зависимости от суммы баллов и класса.
Как правило, вопросы по биологии предполагают наличие нескольких (а часто — и довольно многих) правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 или 2 балла, в зависимости от того, насколько сложен вопрос и насколько очевиден ответ.
Бывают вопросы, на которые нет однозначно правильного ответа. В этом случае положительные баллы начисляются за любую разумную гипотезу.
Если школьник не только перечисляет идеи, являющиеся, по его мнению, ответами на вопрос, а и разумно их аргументирует, это может повышать его оценку.
В тех вопросах, где просят привести примеры, — каждый правильный пример повышает оценку на 0,5–1 балл. Важно, что примеры должны точно соответствовать поставленному вопросу. Так, при ответе на вопрос про светящихся водных животных пример «светлячок» учитываться не будет.
Также считаются за один совсем однородные примеры. Скажем, если вопрос про животных, у которых личинки и взрослые особи имеют разный корм, примеры «лягушка» и «жаба» будут считаться однородными.
За каждый вопрос можно получить несколько баллов, и даже довольно много (8–10). Верхнего предела оценки не существует. К сожалению, довольно часто ребята, придумав 1 ответ на вопрос, этим и ограничиваются, получая за ответ 1–2 балла.
Объём написанного текста не влияет на оценку. Важно не сколько написал автор работы, а сколько разумных мыслей он при этом высказал и сколько правильных примеров привёл. Также не повышают оценку рассуждения на посторонние, пусть и связанные с вопросом, темы.
Оценивается только работа самого участника. За текст, переписанный из справочной литературы, а также из других работ, баллы не начисляются.
Все задания адресованы школьникам всех классов: каждый может выбрать те, которые ему по вкусу и по силам; достаточно выполнить хорошо (не обязательно полностью) 2 задания из первых десяти или верно указать хотя бы 10 ошибок в заданиях 11 или 12 (нужно составить список указанных в текстах событий (фактов), которые на самом деле происходили или не тогда, или не там, или не так, и объяснить, как, где и с кем они происходили --- или почему их вообще не могло быть).
Задания, отмеченные звёздочкой (*), жюри считает сравнительно более сложными; оцениваться они также будут выше.
1. 2009 год объявлен Международным годом Астрономии. Какие замечательные открытия в этой науке были сделаны 400 лет назад? Кто и где их сделал? Попробуйте отправиться в ту эпоху на Машине Времени и взять интервью у одного из героев-первопроходцев. О чём Вы хотите его спросить? О чём он, вероятно, спросит Вас — и что Вы сможете ему ответить?
2. Триста лет назад состоялась Полтавская баталия. Сто лет спустя прогремела битва при Ваграме. Сравните эти два сражения. Кто против кого там сражался? Чем различалось вооружение, численность и тактика войск? Сколь долго ощущались последствия этих двух сражений? Сколько лет победители этих битв оставались непобеждёнными?
3. Перечислите важнейшие события, происходившие в разных странах, пока римским папой был Иннокентий 3. Какие из этих событий были взаимосвязаны и имели последствия, ощутимые через много лет?
4. Говорят, что в 14–15 веках на Земле не было ни одного халифа — хотя они были прежде, и вновь появились в 16 веке. Как и почему это могло случиться? Назовите самых знаменитых халифов — по одному из разных династий. Чем они прославились?
5.(*) Среди египетских фараонов случались удачливые иноплеменники. Назовите нескольких из них — по одному из каждого народа. В какие века они правили? Кого из них можно считать самым знаменитым — и за что?
6.(*) Допустим, что историк Сыма Цянь в конце жизни получил полную информацию о своих современниках в Европе и на Ближнем Востоке. Кто из этих деятелей покажется историку наиболее интересным — и почему так? Кого из тогдашних героев Средиземноморья Сыма Цянь мог бы успешно сравнить с хорошо знакомыми ему деятелями китайской истории?
7. Жили-были два правителя: Ака́мапи́чтли и Ма́нко Ка́пак. Где и когда они жили, чем прославились? Кто был их современником в России, в Англии, Франции или в Китае?
8.(*) Кого из героев Великой Отечественной войны, проявивших себя летом 1941 года, Вы можете назвать по именам и описать их подвиги? Какие последствия этих подвигов ощущались до конца 1941 года, и какие —до конца войны?
9.(*) Князь Александр Невский был канонизован как святой ещё в 13 веке. Напротив, князь Дмитрий Донской был канонизован лишь в конце 20 века. Как можно объяснить эту разницу?
10.(*) «Безусловно запрещается достойное осуждения искусство злодеев, именуемых математиками». Кто и когда впервые издал указ такого содержания? Против кого он был направлен в те годы? Кто стал бы естественной жертвой такого указа в наши дни? Какие печатные издания заслуженно пострадали бы от такой цензуры? Чего больше она принесла бы сейчас: пользы или вреда?
11. Найдите исторические ошибки в тексте.
15 марта 400 года от Основания Республики в лагерь Луция Корнелия Сципиона прибыл тайный гонец из Рима. Послание состояло из одной фразы: Carthaginem Delendam Esse. Лаконичный стиль ясно указывал на автора приказа: это Гай Тиберий Катон, принцепс Сената и лютый враг древнего Карфагена. Он давно мечтает уничтожить столицу Африки, которая осталась единственной соперницей Рима в Средиземноморье после покорения Македонии Сципионом Старшим. И вот теперь неукротимый Катон сумел навязать сенату свою волю. Очень жаль! Ещё дед Луция Сципиона, победив Ганнибала, постарался сохранить экономику Карфагена — главной африканской житницы. Пусть пунийские пахари поставляют в Рим зерно, конкурируя с египтянами! Так и цены ниже будут, и плебеи поспокойнее станут.
А то они выбрали трибуном экстремиста Суллу: тот хочет устроить в Риме очередную революцию, разделить земли патрициев среди плебеев. Те уж давно составляют большинство в римском войске: такая армия способна разогнать сенат, переизбрать консулов! Сципион за себя не боится: солдаты его любят. А вот Катону не сносить головы: неужели старый аристократ этого не понимает? Подавив пять лет назад заговор Катилины, Катон возомнил себя гением — избранником богов. На самом деле боги лишь погубили Катилину, лишив его разума: мятежник объявил себя царём Рима. И этим поставил себя вне закона. Все офицеры тут же покинули лагерь Катилины — и тому пришлось заколоть себя, чтобы его не распяли на кресте. Похоже, что сейчас Катон готовит себе сходную участь. Стоит ли Сципиону спасать того, кого осудила Судьба? Пожалуй, не стоит. А вот Карфаген жаль: консул Сципион не вправе нарушить явный приказ сената! Только бы Сулла не обиделся на Сципиона за это рвение. Как бы лучше перед ним извиниться?
А вот как: надо предложить Сулле основать на руинах Карфагена новую римскую колонию! Заселить её голодными римскими плебеями, пополам с победоносными солдатами Сципиона! Тогда покоритель Карфагена станет наместником обновлённой римской Африки — а хитроумный Сулла пусть властвует в Риме, как хочет. Пусть хоть диктатором себя объявит, хоть понтификом! Зато Сципион будет пожизненным владыкой Африки — как Серторий стал владыкой Испании в пору войн с Ганнибалом. Но тогда Серторию не повезло: он не сумел основать династию императоров, независимых от сената. Быть может, теперь Сципиону в Африке повезёт больше, чем Сулле в Италии? Да исполнится воля богов!
Она исполнилась через 20 лет — когда умирающий Публий Сулла отрёкся от власти в пользу молодого трибуна Юлия Цезаря. Тот был зятем могучего Сципиона, покорителем Галлии, и считался потомком Афины Победительницы. Что ещё нужно, чтобы основать императорскую династию? Нужно много везения, которого вовсе не было у старика Катона и которого нехватило славному воеводе Сципиону или буйному трибуну Сулле. Проницательный историк Гней Полибий первый понял это обстоятельство и описал положение дел в своей книге «О Карфагенской войне». Эта книга стала главным учебником Истории для первых поколений имперских римлян. С тех пор принято считать Цезаря избранником Судьбы — меж тем как Ганнибал, Сципион и Сулла считаются лишь избранниками богов, а Катон с Катилиной ославлены неудачниками. Иные люди считают сей приговор несправедливым; но что значит людское мнение перед волей Судьбы, выраженной в событиях?
12. Найдите исторические ошибки в тексте.
Первого мая 1510 года во Флоренцию примчался гонец из Рима с давно ожидаемой вестью: ненавистный папа Александр 3 Борждиа наконец умер! Папу отравил его родной сын — Цезарь Борджиа, которому отец отказался пожаловать корону Ломбардии. Разве может человек с именем Цезарь прозябать всю жизнь в родном герцогстве Урбино? Сейчас Цезарь захватил власть в Риме; завтра он попробует овладеть всей Италией, если его не остановит Флорентийская лига городов-республик. Нужно срочно слать гонцов в Геную, Мантую, Болонью и Венецию: пусть местные патриции развяжут кошельки и вооружат своих бедных сограждан! Коалиция северных демократов может и должна остановить очередного римского тирана, как их деды в прошлом веке остановили армию Иннокентия 3 в битве при Леньяно. Тогда демократов позвал на подвиг великий поэт Данте; сейчас это должен сделать историк Томазо Макиавелли. Ради спасения родины государственному секретарю придётся отложить в долгий ящик сочинения Фукидида и Плутарха, помириться с властным олигархом Медичи — и даже с неистовым проповедником Савонаролой.
Трудно будет наладить такой союз! Ведь в Савонаролу вселился неукротимый дух чешского еретика Гуса. Вслед ему, фра Джузеппе призывает толпу к разделу церковных богатств, к общему крестовому походу против турок, к освобождению Константинополя и святой Софии от мусульман. Напротив, синьор Лоренцо стремится лишь объединить Италию вокруг Флоренции. Но для этого нужно взять под контроль Рим — не на день и не на год, а на многие десятилетия! Этой цели можно достичь, только утвердив в Риме династию флорентийских пап — хотя бы из дома Медичи. Первым папой в этом ряду мог бы стать кардинал Джованни — младший брат Лоренцо Великолепного. Флорентийцы дружно поддержат своего кардинала; но согласятся ли с таким выбором кардиналы Франции и Испании?
Французов уговорить легче: этому поможет великий Леонардо да Винчи, недавно ставший придворным художником Карла 7 Валуа. Хитроумный Макиавелли подружился с будущим гением живописи ещё в молодые годы — когда оба они были студентами в Болонье, слушали там лекции Доменико Кардано и Сильвио Пикколомини.
А чего хотят испанцы во главе с кардиналом Хименесом — духовником короля Филиппа? Им важен Новый Свет, только что открытый Колумбом и Магелланом. Попадёт ли он весь под власть Испании — или часть новых земель достанется Франции и Португалии? В этом вопросе решающий голос принадлежит папе, а не юному германскому императору Карлу. Если клан Медичи обещает испанцам всю Америку, то испанская церковь поддержит Джованни Медичи на скорых папских выборах. Немцы, конечно, обидятся на это; но авось дело как-нибудь обойдётся!
Дерзкий расчёт Макиавелли оказался точен. Быстрый марш ополчения северных коммун на Рим застал Цезаря Борджиа врасплох. Кардиналы не поддержали отцеубийцу, и пришлось ему бежать в родовой замок Урбино, а оттуда — за море, к султану Сулейману. Джованни Медичи, избранный папой почти единогласно, принял тронное имя Юлий — чтобы показать всем христианам, что он истинный наследник величайшего из древних римлян. Король Филипп Испанский помирился с Карлом Французским, заранее уступив ему те земли в Америке, которые лежат к северу от широты Пиренееев.
Немцев такой делёж не устроил: монахи августинцы учинили бунт в Виттенберге, отказались признать Юлия 2 законным папой. Лидер этого бунта — Мартин Лютер, немецкий аналог Савонаролы, положил начало первому расколу в католической церкви. А флорентийский политик Макиавелли вернулся к своим историческим штудиям. Через 10 лет он опубликовал во Флоренции книгу «Спор с Полибием», основанную в равной мере на трудах греческих классиков и на событиях своей бурной эпохи, на которые великий флорентиец сумел так удачно повлиять.
Все задания адресованы школьникам всех классов. Не обязательно пытаться хоть что-нибудь сказать по каждому вопросу — лучше как можно более обстоятельно выполнить одно задание или ответить только на понятные и посильные вопросы в каждом задании.
1. Авторы приведённых ниже стихотворений — великие русские поэты. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чём основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ.
14-ое декабря 1825 года Вас развратило самовластье, И меч его вас поразил, — И в неподкупном беспристрастье Сей приговор закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена — И ваша память от потомства, Как труп в земле, схоронена. О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить. Едва дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула — И не осталось и следов. 1826 | Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадёт ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придёт желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. 1827 |
2. Перед вами отрывки из трёх произведений русских писателей XX века (имена персонажей заменены значком NN).
1.
Всегда NN по подъёму вставал, а сегодня не встал. Ещё с вечера ему было не по себе, не то знобило, не то ломало. И ночью не угрелся. Сквозь сон чудилось — то вроде совсем заболел, то отходил маленько. Всё не хотелось, чтобы утро.
Но утро пришло своим чередом.
Да и где тут угреешься — на окне наледи намётано, и на стенах вдоль стыка с потолком по всему бараку — здоровый барак! — паутинка белая. Иней.
2.
Некоторое время он стоял у окна: небо было простоквашей; изредка в том месте, где плыло слепое солнце, появлялись опаловые ямы, и тогда внизу, на серой кругловатой крыше фургона, страшно скоро стремились к бытию, но, недовоплотившись, растворялись тонкие тени липовых ветвей. Дом насупротив был наполовину в лесах, а по здоровой части кирпичного фасада оброс плющом, лезшим в окна. В глубине прохода, разделявшего палисадник, чернелась вывеска подвальной угольни.
Само по себе всё это было видом, как и комната была сама по себе; но нашёлся посредник, и теперь этот вид становился видом из этой именно комнаты.
3.
Дальше город прекращался — там была лишь пивная для отходников и низкооплачиваемых категорий, стоявшая, как учреждение, без всякого двора, а за пивной возвышался глиняный бугор, и старое дерево росло на нём одно среди светлой погоды. NN добрёл до пивной и вошёл туда на искренние человеческие голоса. Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и NN стало глуше и легче среди них. Он присутствовал в пивной до вечера, пока не зашумел ветер меняющейся погоды; тогда NN подошёл к открытому окну, чтобы заметить начало ночи, и увидел дерево на глинистом бугре — оно качалось от непогоды, и с тайным стыдом заворачивались его листья.
Если можете, назовите произведения и их авторов. (Подсказка: в 2009 году отмечается 110-летие со дня рождения двоих из этих писателей).
Когда и где разворачивается действие каждого произведения?
Вы, наверное, почувствовали, что в этих отрывках есть общее: повествование ведётся от третьего лица, но таким образом, что строй речи позволяет проникнуть в сознание главного героя. Какие особенности языка отличают каждый отрывок от других? Что вы узнали (или можете предположить) о главных героях произведений по тому, что и как о них сказано?
Какому из трёх произведений принадлежит следующий отрывок? Почему вы так считаете?
После ветра опять настала тишина, и её покрыл ещё более тихий мрак. NN сел у окна, чтобы наблюдать нежную тьму ночи, слушать разные грустные звуки и мучиться сердцем, окружённым жёсткими каменистыми костями.
Назовите другие произведения, в которых повествование устроено подобным образом, т. е. все события показаны через призму сознания главного героя.
А как ещё может строиться повествование? Расскажите об этом на конкретных примерах.
3. Ниже приводятся фрагменты стихотворения современного поэта Тимура Кибирова «Вступительный центон».
С необщим выраженьем рожи
Я скромно кланяюсь прохожим.
Но сложное понятней им.
А мы ... Ничем мы не блестим.
Мораль из моды вышла ныне...
<...>
Пристойней тайное злорадство,
Что нам Врага не одолеть,
И что исчезнул, как туман,
Нас возвышающий обман,
Что совести и смысла нету,
А низких истин — тьмы и тьмы,
И что достойно есть поэту
Восславить царствие Чумы.
<...>
Такая уж досталась доля,
Такой закон поэту дан —
Он эпатирует мещан
Враждебным словом отрицанья,
Не принимая во вниманье,
Пропал он нынче или пан!
Вот почему нравоученья
И катехизиса азы
Во вдохновенном исступленье
Лепечет грешный мой язык.
Какие цитаты из произведений русской поэзии (укажите, если можете, названия и авторов) здесь встречаются?
Что такое «центон»?
Попробуйте сочинить свой центон.
4. Если можете, назовите автора и произведение, из которого взят отрывок. Восстановите имена, заменённые буквами X, Y и Z.
Я благополучно миновал прихожую. Продемонстрировал рисунок землемера Иванова. Рассказал о первой ссылке. Затем о второй. ... «Единственным по-настоящему близким человеком оказалась крепостная няня...» Всё, как положено... «... Была одновременно — снисходительна и ворчлива, простодушно религиозна и чрезвычайно деловита...» Барельеф работы Серякова... «Предлагали вольную — отказалась...» И наконец:
— Поэт то и дело обращался к Х в стихах. Всем известны такие, например, задушевные строки...
Тут я на секунду забылся. И вздрогнул, услышав собственный голос:
Ты ещё жива, моя старушка, Жив и я, привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой... |
Я обмер. Сейчас кто-нибудь выкрикнет:
«Безумец и невежда! Это же Z, — „Письмо к матери “...»
Я продолжал декламировать, лихорадочно соображая:
«Да, товарищи, вы совершенно правы. Конечно же, это Z. И действительно — „Письмо к матери“. Но как близка, заметьте, интонация Y лирике Z! Как органично реализуются в поэтике Z...» И так далее.
Я продолжал декламировать. Где-то в конце угрожающе сиял финский нож... «Тра-та-тита-там в кабацкой драке, тра-та-там под сердце финский нож...» В сантиметре от этого грозно поблескивающего лезвия мне удалось затормозить. В наступившей тишине я ждал бури. Все молчали. Лица были взволнованны и строги. Лишь один пожилой турист со значением выговорил:
— Да, были люди...
< ... > В Тригорском и в монастыре экскурсия прошла благополучно. Надо было сделать логичнее переходы из одного зала в другой, продумать так называемые связки. В одном случае мне это долго не удавалось. Между комнатой Зизи и гостиной. Наконец я придумал эту злополучную связку. И в дальнейшем неизменно ею пользовался:
«Друзья мои! Здесь, я вижу, тесновато. Пройдёмте в следующий зал! . .»
Почему смешон этот отрывок и над чем или над кем смеётся его автор?
Где происходит действие? Какие ещё вы знаете музеи в домах, квартирах, усадьбах, где жили знаменитые писатели, русские и зарубежные?
Все задачи (N 1, N 2 и N 3) адресованы всем классам, при подведении итогов учитываются класс и достигнутые результаты по всем задачам (решённым как полностью, так и частично).
Учащимся 8 класса и младше достаточно полностью решить любую одну задачу, учащимся 9–11 классов достаточно полностью решить любые две задачи из трёх.
1. Русское местоимение мы переводится на язык сусу двумя способами: won и muxu. Даны предложения на русском языке; в скобках при формах местоимения мы приводится его перевод на язык сусу в данном контексте. Некоторые переводы пропущены.
1. | Мы (muxu) тебя побьём! |
2. | Иди сюда, мы (won) будем есть! |
3. | Ты украл наши (muxu) деньги! |
4. | Помнишь, как мы (won) ходили в лес и видели там змею? |
5. | (женщина соседке) В нашу (won) деревню приедет министр. |
6. | (дед внуку) Когда я был маленьким, мы (muxu) жили в деревне. |
7. | Иди сюда, мы ( ... ) тебя накормим! |
8. | Мы ( ... ) поедем в город, и я покажу тебе большие дома. |
9. | Мы ( ... ) поедем в город, и я привезу тебе новые ботинки. |
10. | (женщина соседке) Наш ( ... ) сын уехал в город. |
11. | (жена мужу) Наш ( ... ) сын стал совсем большим. |
Задание 1. Заполните пропуски.
Задание 2. Дан отрывок из стихотворения советского поэта Николая Добронравова. Переведите на язык сусу все случаи употребления в нём местоимения мы. Поясните Ваше решение.
Светит незнакомая звезда. |
Снова мы ( ... ) оторваны от дома. |
Снова между нами ( ... ) города, |
Взлётные огни аэродромов. |
Здесь у нас ( ... ) туманы и дожди, |
Здесь у нас ( ... ) холодные рассветы, |
Здесь на неизведанном пути |
Ждут замысловатые сюжеты. |
Язык сусý относится к языковой семье мандé. На нём говорит более 1 миллиона человек в Гвинее и нескольких других государствах западной Африки.
2. Даны польские слова и их переводы на русский язык:
planeta | планета | łopata | лопата | słuch | слух | ||
pałka | палка | balkon | балкон | skała | скала | ||
pilot | пилот | logika | логика | płacz | плач |
Задание. Переведите на польский язык:
гладиолус, лампа, оплата, лопух, алгебра, клад.
Поясните Ваше решение.
Примечание. ł читается примерно как русское л, l — как ль в слове тюль, ch — как х, cz — как ч.
3. Даны глагольные формы языка санскрит и их переводы на русский язык. Некоторые формы пропущены:
1. | añcati | ‘сгибает’ | añcayati | ‘заставляет сгибать’ | |
2. | karṣati | ‘тащит’ | ? | ‘заставляет тащить’ | |
3. | gadati | ‘говорит’ | ? | ‘заставляет говорить’ | |
4. | janati | ‘рождается’ | janayati | ‘рождает’ | |
5. | takṣati | ‘обтёсывает’ | takṣayati | ‘заставляет обтёсывать’ | |
6. | tapati | ‘греет’ | tāpayati | ‘заставляет греть’ | |
7. | nandati | ‘радуется’ | ? | ‘радует’ | |
8. | bhajati | ‘делит’ | bhājayati | ‘заставляет делить’ | |
9. | yatati | ‘находится в порядке’ | yātayati | ‘упорядочивает’ | |
10. | yamati | ‘достигает’ | ? | ‘заставляет достигать’ | |
11. | varati | ‘покрывает’ | vārayati | ‘заставляет покрывать’ | |
12. | śardhati | ‘дерзит’ | śardhayati | ‘заставляет дерзить’ |
Задание 1. Материал задачи позволяет предположить, что на конце корня одного из этих двенадцати глаголов произошла утрата согласного звука.
О каком глаголе идёт речь?
Задание 2. Заполните пропуски. Поясните Ваше решение.
Примечание. Буква c читается примерно как русское ч, j — как русское дж, ñ — как русское нь, y — как русское й, ś — как русское щ, ṣ — как русское ш. Сочетания букв bh и dh обозначают особые (придыхательные) согласные. Чёрточка над гласной обозначает долготу.
Санскри́т — один из индоевропейских языков, литературный язык Древней Индии.