Общие положения | Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература |
Опубликовано 26.12.2010.
Турнир состоит из 9 конкурсов:
1. математика
2. математические игры (письменно и/или устно — по выбору)
3. физика
4. химия
5. биология
6. астрономия и науки о Земле
7. история
8. лингвистика
9. литература
Задания (файлы, с которых печатались раздаточные материалы для участников) опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html
Каждый школьник мог решить, в каких конкурсах участвовать.
После турнира рабочие группы по предметам проверяют письменные работы по
каждому предмету и по каждой работе принимает одно из следующих решений
(в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса,
в котором учится школьник).
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление
по этому предмету (условное обозначение «v»).
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение «e»).
3. Данную работу не награждать.
(В конкурсе по математическим играм в некоторых местах проведения турнира также можно было участвовать устно. Если получены разные «устная» и «письменная» оценки по одной и той же задаче — из этих оценок учитывалась лучшая.)
Если школьник получил два или больше балла многоборья «e» (по разным предметам) — он награждается за успешное выступление в многоборье.
Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 4 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья
Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают грамоту (в которой перечислены все их успехи).
Отметки «v» и «e» указываются в таблице результатов после отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает грамоту — это отмечается буквой «v» в последней колонке таблицы («грамота»).
Участники 11 класса кроме того будут награждаться дипломами 1, 2 и 3 степени.
Скорее всего критерии награждения дипломами будут немного более жёсткими,
чем критерии награждения грамотами.
Математика
Было предложено 8 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+», «+-», «+/2», «-+», «-», «0».
Краткое описание этих оценок следующее:
+ | задача решена полностью |
+- | задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения |
+/2 | см. критерии по задаче 5; по другим задачам эта оценка не выставлялась |
-+ | задача не решена, но имеются содержательные продвижения |
- | задача не решена |
0 | ставится за задачу, к решению которой участник не приступал |
Так как по одному ответу невозможно определить, в какой степени участник решил задачу, за верный ответ без решения ставится не выше «-+» («-», если ответ типа «да-нет»).
Подробные решения заданий по математике и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html#otvety
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.
При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-». Также было принято решение считать решённой задачу 5, за которую выставлена оценка «+/2».
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт каждого задания ставилось целые положительные баллы или 0. Оценки за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам, если она не больше 20, или 20 баллов (что соответствует полностью выполненному заданию).
Пункты в заданиях могут перекрывать друг друга по математическому содержанию (например, один пункт может быть частным случаем другого). Критерии оценки в баллах подобраны как раз так, чтобы в случае полностью выполненного задания (в содержательном математическом смысле; не обязательно решение всех пунктов) как раз получалась бы сумма баллов по пунктам не меньше 20.
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась, если в сумме по трём заданиям было набрано 8 баллов или больше.
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась, если в сумме по трём заданиям было набрано 18 баллов или больше. (То есть достаточно было полностью выполнить любое одно задание — возможно, с незначительными недочётами.)
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
За «пустой» ответ или рассмотрение частного случая игровой ситуации, никак не помогающего найти ответ на поставленный вопрос, ставится 0 баллов.
1. «Режем шестиугольник».
Выигрывает второй.
а) 3 балла за полное решение.
б) 5 баллов за полное решение.
в) 20 баллов за полное решение.
1 балл, если просто указано, как поступать с острым углом.
5 баллов за неизвестную симметрию, в т. ч. «копирование» и другие
нечёткие формулировки, без явного объяснения, что делать с острыми
углами в общем случае.
10 баллов за полную формулировку стратегии (с углами) со словами типа
«надо копировать ходы», «повторять ходы» и т. д., без указания
центральной или диагональной симметрии.
+2 балла за указание вида симметрии.
+2–6 баллов за рассуждение о том, что всегда есть ходы.
+2–6 баллов за рассуждение об отсутствии острых углов у нашей фигуры
(корректность нашего хода).
2. «Сколько конфет».
В пунктах «а» и «г» выигрывает заяц, в пунктах «б» и «в» — выигрывает волк.
а) 5 баллов за полное решение.
минус 1 балл, если не показано, как считать ответ.
минус 2 балла, если нет объяснения или хотя бы упоминания, почему нельзя
было назвать число мешков раньше (почему другой не выиграет).
б) 2 балла за полное решение.
в) 15 баллов за полное решение.
г) 15 баллов за полное решение.
в пунктах «в» и «г» за сильные ошибки в разборе одного из 3 важных случаев снималось 5 баллов за случай.
3. «Борьба за территорию».
В пунктах «а», «б», «в», «г» выигрывает первый игрок, в пункте «д» выигрывает второй игрок.
а) 6 баллов за полное решение.
б) 7 баллов за полное решение.
в) 6 баллов за полное решение.
г) 5 баллов за полное решение.
д) 10 баллов за полное решение.
Снимается 3 балла, если есть стратегия, но нет её доказательства.
0 баллов за слова «блокировать ходы» и т. п.
Было предложено 10 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!», «+», «+.», «+-», «+/2», «-+», «-.», «-», «0».
Краткое описание этих оценок следующее:
+! | задача решена верно, очень хорошее и грамотное решение |
+ | задача решена верно |
+. | задача решена верно, но есть мелкие недочёты |
+- | задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения |
+/2 | имеется примерно 1/2 продвижений на пути к верному решению; потерян один из важных случаев, рассмотрение которого составляет примерно половину верного решения, и т. п. |
-+ | решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении (в том числе и дан верный ответ, который не угадывается очевидным образом, но ) |
-. | школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодиться |
- | в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием |
0 | ставится за задачу, к решению которой участник не приступал |
Подробные решения заданий по физике опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html#otvety
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 10 заданий. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов).
Максимальная оценка за каждое полностью выполненное задание составляла 10 баллов. За задание 4 можно было получить дополнительно до 10 баллов за выполнение задания в больше объёме, чем требовалось в условии (то есть максимально возможная оценка за задание 4 составляет 20 баллов).
Краткие решения заданий по химии и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html#otvety
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов, чем тот, в котором учится школьник, при подведении итогов не учитываются.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице):
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
5 и младше | 2 | 3 |
6 | 3 | 4 |
7 | 3 | 5 |
8 | 4 | 7 |
9 | 5 | 11 |
10 | 6 | 16 |
11 | 10 | 20 |
Приведённые критерии по количеству баллов полностью соответствуют информации, которая сообщалась участникам конкурса по химии вместе с заданиями: «Ученикам 8 класса (и младше) предлагается решить 1–3 задачи, ученикам 9–10 классов — 2–4 задачи. Можно решать и задачи старших классов. Решённые задачи класса младше своего не влияют на оценку». Поэтому отдельно количество решённых задач в критериях награждения не учитывается.
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Всего было предложено 12 заданий, в том числе 10 задач-вопросов (1–10) и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (номера 11 и 12). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).
1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).
Оценки за задания 11 и 12 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)
Ответы к заданиям по истории 1–10 и комментарии к текстам с ошибками (задания 11 и 12) опубликованы на странице по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html (при проверке работ не требовалось полного совпадения с «официальными» ответами, которые, однако, дают представление о системе выставления баллов).
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.
Сумма S считалась в соответствии со сложностью заданий (указанной в преамбуле варианта) по формуле
S = N1 + 2*N2 + N3 + 2*N4 + 2*N5 + N6 + 2*N7 + 2*N8 + N9 + N10 + 0,5*N11 + 0,5*N12
где N1, ..., N12 — баллы за задания с 1 по 12 соответственно.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов S)
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
4 и младше | 1 | 2 |
5 | 1 | 2 |
6 | 1 | 3 |
7 | 2 | 4 |
8 | 2 | 5 |
9 | 3 | 5 |
10 | 3 | 8 |
11 | 4 | 8 |
Кроме того, в соответствии с преамбулой варианта независимо от суммы баллов оценка «v» ставится в случае, если указано не менее 10 исторических ошибок в задании 11 или указано не менее 10 исторических ошибок в задании 12.
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 7 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0).
О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Электронную версию листочка с заданиями можно скачать на странице с заданиями по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет.
Критерии оценивания выполненных заданий по биологии с краткими ответами-пояснениями опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html#otvety (эти критерии оценивания соответствуют информации о принципах оценивания, сообщённой участникам во время Турнира и упомянутой выше).
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
2 и младше | 1 | 5 |
3 | 3 | 5 |
4 | 3 | 6 |
5 | 4 | 7 |
6 | 7 | 10 |
7 | 9 | 14 |
8 | 10 | 16 |
9 | 12 | 18 |
10 | 14 | 20 |
11 | 16 | 22 |
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось по ряду параметров в соответствии с протоколом проверки (бланк протокола проверки, PDF).
По результатам детализированной проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:
Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку. Если перечислено несколько вариантов критериев — достаточно выполнить любой один из перечисленных.
В ряде случаев какие-то пункты критериев указаны избыточно — по 2 раза. Это сделано для удобства сопоставления критериев с содержанием задания.
(Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.)
Задача 1.
Задача решена.
Есть все пункты из списка (E, F, G, H, I, K, L, M).
Задача решена частично.
1. Есть все пункты из списка (F, G, H, K, L) плюс пропущено не более одного пункта из списка (E, F, G, H, I, K, L, M).
2. Есть все пункты из списка (D, E, K).
Пояснение. Пункты A, B, C, D не включены в критерии оценивания. Эти пункты соответствуют пояснительной части решения, а пояснение не требовалось в задании. Также пояснение не оценивается, если оно не сопровождается верными ответами. Кроме того, верное пояснение может быть сформулировано и иначе, чем предполагается структурой протокола проверки работ.
Набор пунктов (D, E, K) соответствует явлению чередования е/ё (эта трудная часть решения сама по себе оценивается не менее чем «задача решена частично»).
Задача 2.
Задача решена.
Пропущено не более одного пункта из списка (G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T) плюс есть все пункты из списка (K, R) плюс пропущено не более одного пункта из списка (U, V, W, X).
Задача решена частично.
1. Пропущено не более двух пунктов из списка (G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T).
2. Есть все пункты из списка (G, H, I, J, L, M, N, P, Q, S, T).
Пояснение.
1. Критерий «задача решена», допуская пропуск одного из пунктов в списке (G, H, I, J, K, L, M, N, O, P, Q, R, S, T), фактически не снижает требований к решению, так как в задаче на установление соответствий любое одно соответствие может быть восстановлено по списку всех остальных (а пункты K и R, которые могли бы дать дополнительную неоднозначность, входят в критерий как обязательные).
2. Пункт «2» в критерии «задача решена частично» соответствует случаю, когда задание 1 выполнено полностью, за исключением установления соответствий для наиболее сложного случая — слова «ножнички», а также слова «листики» (что также оказалось достаточно сложным для решавших задачу, судя по меньшему количеству верных ответов в данном пункте по сравнению с остальными пунктами оценивания решения задачи).
3. Для получения положительной оценки за задачу 2 (не ниже «задача решена частично») было необходимо и достаточно выполнить задание 1, составляющее основное содержание задачи, поэтому в критерии «задача решена частично» никак не учтены задания 2 и 3.
Задача 3.
1. Если есть все пункты из списка (C, E, M), но нет пункта D, задача оценивается как если бы пункт D был в наличии.
2. Если есть все пункты из списка (N, Q, F, H), но нет пункта G, задача оценивается как если бы пункт G был в наличии.
Вышеназванные дополнения связаны с возможностью сформулировать в процессе решения задачи одни и те же содержательные утверждения различными способами; выбор того или иного варианта формулировки не должен влиять на итоговую оценку решения задачи.
Задача решена.
Есть все пункты из списка (B, C, D, E, F, G, H) плюс есть все пункты из списка (M, N, Q) плюс есть не менее 5 пунктов из списка (K, L, M, N, O, P, Q).
Задача решена частично.
Есть все пункты из списка (K, L, M, N, O, P, Q) плюс есть пункт M плюс есть не менее 4 пунктов из списка (K, L, M, N, O, P, Q).
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.
Решения заданий по астрономии и наукам о Земле и критерии оценивания в баллах опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html#otvety
При проверке части работ были использованы протоколы проверки (бланк протокола опубликован там же), в этом случае участникам сообщаются не только итоговые баллы, но и детализация — за что именно эти баллы были получены.
Каждое задание считалось выполненными успешно (засчитывалось) в зависимости от выставленных за него баллов и класса, в котором учится школьник, в соответствии с таблицей:
Номера заданий | 8 класс и младше | 9, 10 и 11 классы |
1, 2, 4, 5, 6, 7 | не менее 4 баллов | не менее 5 баллов |
3 | не менее 5 баллов | не менее 7 баллов |
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было или набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или количество засчитанных заданий не меньше указанного в таблице).
Класс | «e» (многоборье) | «v» (грамота) | ||
сумма баллов | количество задач | сумма баллов | количество задач | |
5 и младше | 3 | 1 | 5 | 1 |
6 | 5 | 1 | 9 | 1 |
7 | 7 | 1 | 11 | 1 |
8 | 8 | 1 | 14 | 1 |
9 | 8 | 1 | 15 | 2 |
10 | 9 | 1 | 16 | 2 |
11 | 9 | 1 | 18 | 2 |
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 5 творческих заданий. Задание 1 предназначалось для 9 классов и младше, остальные задания — для всех классов.
Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0) по приведённым ниже критериям.
За особенно удачные формулировки ответов, ценные нетривиальные мысли проверяющий может начислять бонусные баллы (не более 3 баллов за каждое задание) дополнительно к указанным в критериях.
Задание 1.
Максимум 10 баллов.
Номер вопроса | Формулировка | Максимальное число баллов |
1 | Как вам кажется, этот отрывок серьезный или смешной, и почему вы так считаете? | 4 |
2 | Как по-вашему, это мальчик рассказывает о недавнем случае или взрослый человек — о том, что с ним произошло в детстве? Почему вы так считаете? Подтвердите свое мнение текстом. | 4 |
3 | Назовите известные вам произведения Фазиля Искандера и напишите, какое впечатление они на вас произвели. | 2 |
Задание 2.
Максимум 10 баллов.
Номер вопроса | Формулировка | Максимальное число баллов |
1 | Кому посвящено стихотворение? Как вы это определили? | 1 |
2 | Что вы знаете о его авторе и адресате? | 2 |
3 | О каких чертах адресата говорится в стихотворении? | 2 |
4 | Что такое «акростих»? | 1 |
5 | Сочините свой акростих. | 4 |
Задание 3.
Максимум 10 баллов.
Номер вопроса | Формулировка | Максимальное число баллов |
1 | Кто из персонажей должен участвовать в дуэли? | 1 |
2 | Что можно сказать о каждом из них по приведённому отрывку? | 1 |
3 | Прокомментируйте «экскурс в историю литературы», в частности уточните, о каком произведении какого автора, по-вашему, вспомнил Эйб. | 3 |
4 | Припомните как можно больше произведений русской и зарубежной литературы, в которых описаны дуэльные поединки, назовите их авторов и персонажей, участвующих в дуэли. | 2 |
5 | Зачем, по вашему мнению, введены эти эпизоды? | 3 |
Задание 4.
Максимум 10 баллов.
Номер вопроса | Формулировка | Максимальное число баллов |
1 | Какое стихотворение написано позже, то есть в ХХ веке? | 1 |
2 | Почему вы так считаете? | 1 |
3 | Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. | 7 |
4 | Как вы думаете, какое из стихотворений называется «Движение»? | 1 |
Задание 5.
Максимум 6 баллов.
Баллы начисляются за найденные элементы стиха (расположение строк, звуковые переклички и т. п.) и за указание на то,
чем данное произведение не похоже на стихотворение.
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям (класса не младше своего), наличие хотя бы одного полностью выполненного задания среди заданий 1 (не старше 9 класса), 2, 3, 4, а также класс, в котором учится участник.
Критерии по сумме баллов. Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице)
Класс | e (балл многоборья) | v (грамота) |
5 и младше | 8 | 18 |
6 | 10 | 20 |
7 | 12 | 20 |
8 | 14 | 20 |
9 | 16 | 22 |
10 | 16 | 22 |
11 | 16 | 22 |
Критерии по выполненным заданиям.
Оценка «v» ставится, если среди заданий 1, 2, 3, 4 есть хотя бы одно, выполненное полностью (обозначено знаком (+) в результатах проверки). Задание считалось выполненным полностью, если за него получено не менее чем «максимум баллов по критериям минус 1» (то есть не менее 9 баллов). Возможные бонусные баллы не учитываются при определении величины возможного максимума и учитываются в сумме фактически полученных за это задание баллов.
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.