33-й Турнир имени М. В. Ломоносова 26 сентября 2010 года

Условные обозначения, использованные в таблице результатов

Опубликовано 10.12.2010.

Электронные версии листочков с заданиями Турнира, решения (по мере готовности), а также бланки протоколов проверки, используемые при проверке работ по астрономии и наукам о Земле и по лингвистике, можно скачать на странице http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija

Содержание


Об оценивании заданий в баллах и школьных оценках

Обращаем ваше внимание на то, что оценка «2 балла» за задание Турнира имени М. В. Ломоносова не имеет никакого отношения к школьной оценке «2 (неудовлетворительно)».

Все оценки на Турнире Ломоносова являются хорошими и учитываются при подведении итогов. Конечно, чем баллов больше, тем более существенный вклад такой оценки в итоговый результат (а ноль на результат никак не влияет).

Математика

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+» — задача решена полностью;
«+-» — задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения;
«+/2» — см. критерии по задаче 5;
«-+» — задача не решена, но имеются содержательные продвижения;
«-» — задача не решена;
за задачу, к решению которой участник не приступал, ставился «0».

Так как по одному ответу невозможно определить, в какой степени участник решил задачу, за верный ответ без решения ставится не выше «-+» («-» если ответ типа «да-нет»).

Более подробные критерии проверки работ по математике опубликованы на странице http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija в разделе «Ответы и решения, критерии оценок»).

В таблице результатов оценки за задания 1-8 перечислены по порядку.

Математические игры

Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 20.

По результатам проверки письменных работ ставятся баллы за задачу целиком.

При приёме устных ответов в протоколе отмечались пункты каждой задачи, которые затем были переведены в баллы, которые указываются в таблице результатов:
3520521515676510

Эти баллы соответствуют критериям проверки письменных работ. Поскольку некоторые пункты задач перекрываются по содержанию (из одного следует другой), сумма баллов по пунктам одной задачи может получиться больше 20 баллов (в этом случае задача считается решённой полностью и за неё выставляется 20 баллов).

В случае, если какая-то задача сдавалась как устно, так и письменно, за неё ставится лучшая из имеющихся оценок.

Физика

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!» — очень хорошее верное решение;
«+» — задача решена верно;
«+.» — задача решена верно, в решении есть мелкие недочёты;
«+-» — задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения имеющегося верного решения;
«+/2» — школьник продвинулся на пути к верному решению примерно наполовину (это последняя оценка, которая содержательно учитывается при подведении итогов);
«-+» — решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении;
«-.» — если школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодится;
«-» — в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием;
«-» — ставится за задачу, к решению которой участник не приступал.

Химия

Задания по химии оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку; отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-»; после балла за задание и косой черты указывается максимальное количество баллов за это задание.

Максимальное количество баллов за каждое из заданий равно 10. Кроме того, в задании N 4 давались дополнительные баллы за выполнение задания в большем объёме, чем указано в условии (верно описано получение более 10 веществ). Максимально возможное количество баллов за задание N 4 равно 20.

История

Всего было предложено 12 заданий, в том числе 10 задач-вопросов (1-10) и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах. Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).

1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1-10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).

Оценки за задания 11 и 12 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)

Биология

Задания по биологии оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку, отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».

О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии. Электронную версию листочка с заданиями можно скачать на странице с заданиями по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет.

Лингвистика

Для проверки работ по лингвистике используется специальный бланк протокола проверки (опубликован на странице http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija в разделе «Ответы и решения, критерии оценок»). Параметры оценивания каждого задания в этом бланке обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке.

В таблице результатов по каждой задаче перечислены подряд все пункты (латинские буквы), отмеченные в протоколе проверки знаком «+».

Пункты «W», «X», «Y» в задачах 1 и 3, «Y» в задаче 2 заполняются (или не заполняются) по усмотрению проверяющего, используются только при формировании критериев подведения итогов (заочный опрос проверяющих) и не влияют на оценку конкретной работы. В таблице результатов эти пункты не проставляются.

Отсутствующая в работе задача обозначается знаком «-» (пункт «Z» в протоколе проверки). Если задача в работе есть, но в протоколе по ней не отмечено ни одного пункта, в таблицу результатов на месте оценок за эту задачу ставится цифра «0».

Астрономия и науки о Земле

Задания по астрономии и наукам о Земле оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку, отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».

Примерные критерии выставления баллов опубликованы на странице http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija в разделе «Ответы и решения, критерии оценок».

Часть работ по астрономии и наукам о Земле была проверена с использованием специальных бланков, в которых отмечались пункты критериев проверки, соответствующие проверяемой работе (бланк опубликован на странице http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija в разделе «Ответы и решения, критерии оценок»).

В случае использования бланка в таблице результатов в скобках после баллов за задания перечисляются через запятую все номера пунктов, которые были отмечены в бланке при проверке данной работы. После номерка каждого пункта в скобках дополнительно указывается номер задания, к которому этот пункт относится, и (через точку с запятой) количество баллов, добавленное к оценке этого задания за этот пункт.

Все работы проверялись по одним и тем же критериям (независимо от того, использовался ли при проверке специальный бланк или нет).

Литература

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку; отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-»; после балла за задание и косой черты указывается максимальное количество баллов за это задание.

Баллы за задания выставлялись по приведённым ниже критериям.

За особенно удачные формулировки ответов, ценные нетривиальные мысли проверяющий может начислять бонусные баллы (не более 3 баллов за каждое задание) дополнительно к указанным в критериях.

Задание 1.
Максимум 10 баллов.
Номер вопросаФормулировкаМаксимальное число баллов
1Как вам кажется, этот отрывок серьезный или смешной, и почему вы так считаете?4
2Как по-вашему, это мальчик рассказывает о недавнем случае или взрослый человек — о том, что с ним произошло в детстве? Почему вы так считаете? Подтвердите свое мнение текстом.4
3Назовите известные вам произведения Фазиля Искандера и напишите, какое впечатление они на вас произвели.2

Задание 2.
Максимум 10 баллов.
Номер вопросаФормулировкаМаксимальное число баллов
1Кому посвящено стихотворение? Как вы это определили?1
2Что вы знаете о его авторе и адресате?2
3О каких чертах адресата говорится в стихотворении?2
4Что такое «акростих»?1
5Сочините свой акростих.4

Задание 3.
Максимум 10 баллов.
Номер вопросаФормулировкаМаксимальное число баллов
1Кто из персонажей должен участвовать в дуэли?1
2Что можно сказать о каждом из них по приведённому отрывку?1
3Прокомментируйте «экскурс в историю литературы», в частности уточните, о каком произведении какого автора, по-вашему, вспомнил Эйб.3
4Припомните как можно больше произведений русской и зарубежной литературы, в которых описаны дуэльные поединки, назовите их авторов и персонажей, участвующих в дуэли.2
5Зачем, по вашему мнению, введены эти эпизоды?3

Задание 4.
Максимум 10 баллов.
Номер вопросаФормулировкаМаксимальное число баллов
1Какое стихотворение написано позже, то есть в ХХ веке?1
2Почему вы так считаете?1
3Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними.7
4Как вы думаете, какое из стихотворений называется «Движение»?1

Задание 5.
Максимум 6 баллов.
Баллы начисляются за найденные элементы стиха (расположение строк, звуковые переклички и т. п.) и за указание на то, чем данное произведение не похоже на стихотворение.

Обозначение «(мл.кл.)»

Если после оценки за задание приведено обозначение «(мл.кл.)» — это значит, что данное задание предназначено для школьников более младших классов, чем тот, в котором вы учитесь. Ваша оценка за это задание никак не будет учтена при подведении итогов и никак не повлияет на результат вашего участия в Турнире.

Данное обозначение ставится только после положительных оценок (а нулевые оценки и так ни на что не повлияют).

Обозначение «звёздочка» («*»)

«Звёздочка» вместо оценок по предмету означает, что информации о проверке данной работы пока ещё нет. Возможные причины этого:
1) работа проверена, но оценки ещё не внесли в компьютер (работа лежит и ждёт; это — наиболее частая причина);
2) работу ещё не успели проверить;
3) работа не подписана (указанной на работе информации недостаточно, чтобы определить, кому именно нужно проставить оценки из этой работы);
4) произошла какая-то техническая ошибка (что-то где-то перепутали и в результате оценки работы не проставили автору этой работы);
5) работа потерялась (такое редко, но бывает).

Работы обрабатываются (и оценки публикуются) в порядке, который оргкомитет считает наиболее рациональным — так, чтобы суммарное время ожидания было как можно меньше. Но в любой очереди кто-то обязательно окажется последним...

«Звёздочка» вместо фамилии и имени проставляется по выбору участника Турнира. Фамилия и имя участника (а также школа, где он учится), публикуются только по желанию участника — и тогда все могут узнать результаты этого участника. Иначе результаты публикуются только с номером карточки. Тогда свои результаты может узнать только сам участник, а для всех остальных эти результаты будут анонимными.

Информацию о том, публиковать результаты с фамилией и именем или же анонимно, участники могли сообщить Оргкомитету, отметив нужную клеточку в своей регистрационной карточке. Свой выбор можно поменять, заполнив данные своей карточки на странице http://2010.turlom.info и отметив там соответствующий пункт про публикацию результатов. Следующая очередная публикация результатов будет осуществлена с учётом сделанного выбора.

(Разрешив опубликовать свои данные, теоретически потом можно передумать. Но смысла в этом нет: в предыдущих публикациях результатов ваши данные всё равно останутся и оттуда можно будет узнать ваш регистрационный номер.)

Если вас нет в таблице результатов...

Возможно, что ваши фамилия и имя не указаны по описанным выше причинам (а указан только регистрационный номер).

Если допущена ошибка при указании класса — результаты попадут в таблицу «чужого» класса (того, который был указан). Рекомендуем, не обнаружив результатов в своём классе, посмотреть в остальных. Если в разных местах класс был указан по-разному (например, ошибка при указании класса была допущена только в одной из работ), данные попадут в таблицу результатов с неизвестным классом.