Опубликовано 20.12.2013;
исправлены замеченные опечатки: 22.12.2013, 10.04.2014
(исправления не повлияли на содержание критериев).
Общие положения | Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература |
Турнир состоит из 9 конкурсов:
1. математика
2. математические игры (письменно и/или устно — по выбору)
3. физика
4. химия
5. биология
6. астрономия и науки о Земле
7. история
8. лингвистика
9. литература
Задания (файлы, с которых печатались раздаточные материалы для участников) опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/index.html Там же публикуются ответы, решения и критерии проверки.
Каждый школьник мог решить, в каких конкурсах участвовать.
После турнира рабочие группы по предметам проверяют письменные работы по
каждому предмету и по каждой работе принимает одно из следующих решений
(в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса,
в котором учится школьник).
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление
по этому предмету (условное обозначение «v»).
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение «e»).
3. Данную работу не награждать.
(В конкурсе по математическим играм в некоторых местах проведения турнира также можно было участвовать устно. В этом случае оценки за устный ответ и письменную работу суммируются.)
Если школьник получил два или больше балла многоборья «e» (по разным предметам) — он награждается за успешное выступление в многоборье.
Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 4 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья
Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают грамоту (в которой перечислены все их успехи).
Отметки «v» и «e» указываются в таблице результатов после
отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает
грамоту — это отмечается буквой «v» в последней колонке
таблицы («грамота»).
Математика
Было предложено 6 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+», «+-», «-+», «-», «0».
Краткое описание этих оценок следующее:
+ | задача решена полностью |
+- | задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения |
-+ | задача не решена, но имеются содержательные продвижения |
- | задача не решена |
0 | ставится за задачу, к решению которой участник не приступал |
Подробные решения заданий по математике и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013mat-otv-v2.pdf
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.
При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-».
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт каждого задания ставились целые положительные баллы или 0. Баллы за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам, если она не больше 20, или 20 баллов (что соответствует полностью выполненному заданию).
Полученные оценки за задания суммировались.
Пункты в заданиях могут перекрывать друг друга по математическому содержанию (например, один пункт может быть частным случаем другого). Критерии оценки в баллах подобраны как раз так, чтобы в случае полностью выполненного задания (в содержательном математическом смысле; не обязательно решение всех пунктов) как раз получалась бы сумма баллов по пунктам не меньше 20.
Критерии проверки работ по математическим играм и выставления баллов опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013mig-krit.pdf
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась в следующих случаях:
Если у участника есть результаты по математическим играм одновременно и за письменную работу, и за устный ответ, эти результаты логически объединялись.
Учащиеся 11 классов за участие в конкурсе по математическим играм не награждаются, так как задания этого конкурса по уровню сложности предназначены для школьников более младших классов (работы 11-классников всё равно проверяются авторам сообщаются результаты проверки).
Баллы за полное решение пунктов (за частичное решение может выставляться меньшее количество баллов):
1а | 1б | 1в | 2a | 2б | 2в | 2г | 3а | 3б | 3в | 3г | 3д | 3е |
5 | 8 | 15 | 5 | 10 | 3 | 10 | 3 | 5 | 7 | 7 | 7 | 10 |
За «пустой» ответ или рассмотрение частного случая игровой ситуации, никак не помогающего найти ответ на поставленный вопрос, ставится 0 баллов.
Было предложено 9 заданий.
По результатам проверки каждого задания ставилась
одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!», «+», «+.», «+-», «+/2», «-+», «-.», «-», «0».
Краткое описание этих оценок следующее:
+! | задача решена верно, очень хорошее и грамотное решение |
+ | задача решена верно |
+. | задача решена верно, но есть мелкие недочёты |
+- | задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения |
+/2 | имеется примерно 1/2 продвижений на пути к верному решению; потерян один из важных случаев, рассмотрение которого составляет примерно половину верного решения, и т. п. |
-+ | решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении (в том числе и дан верный ответ, который не угадывается очевидным образом, но ) |
-. | школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодиться |
- | в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием |
0 | ставится за задачу, к решению которой участник не приступал |
Подробные решения заданий по физике опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013fiz-otv.pdf
При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 9 заданий. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов).
Максимальное количество баллов за каждое из заданий:
номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
максимальный балл | 8 | 7 | 10 | 8 | 10 | 12 | 12 | 16 | 16 |
Краткие решения заданий по химии и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013him-otv-v2.pdf
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов, чем тот, в котором учится школьник, при подведении итогов не учитываются.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице):
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
5 и младше | 1 | 4 |
6 | 3 | 5 |
7 | 4 | 7 |
8 | 6 | 8 |
9 | 7 | 12 |
10 | 10 | 16 |
11 | 14 | 20 |
Приведённые критерии по количеству баллов полностью соответствуют информации, которая сообщалась участникам конкурса по химии вместе с заданиями: «Ученикам 8 класса предлагается решить 1–3 задачи, ученикам 9–11 классов — 2–4 задачи. Можно решать и задачи старших классов. Если вы младше 8 класса, но уже изучаете химию, то можно решать задачи для 8 класса (и для более старших классов). Решённые задачи класса младше своего не влияют на оценку». Поэтому отдельно количество решённых задач в критериях награждения не учитывается.
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Всего было предложено 10 заданий, в том числе 8 задач-вопросов (1–8), предполагающих развёрнутые ответы, и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (задания 9 и 10). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).
1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).
Оценки за задания 9 и 10 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)
Ответы к заданиям по истории 1–8 и комментарии к текстам с ошибками (задания 9 и 10) опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013ist-otv.pdf (при проверке работ не требовалось полного совпадения с «официальными» ответами, которые, однако, дают представление о системе выставления баллов).
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.
Сумма S считалась в соответствии со сложностью заданий по формуле
S = 2*N1 + 2*N2 + 3*N3 + 2*N4 + 4*N5 + 4*N6 + 2*N7 + 3*N8 + 1*N9 + 1*N10
где N1, ..., N10 — баллы за задания с 1 по 10 соответственно.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов S)
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
5 и младше | 1 | 1 |
6 | 1 | 2 |
7 | 2 | 4 |
8 | 3 | 5 |
9 | 3 | 7 |
10 | 5 | 10 |
11 | 9 | 16 |
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
В соответствии с преамбулой варианта независимо от суммы баллов оценка «v» ставится в случае, если указано не менее 10 исторических ошибок в задании 9 или указано не менее 10 исторических ошибок в задании 10. Это условие соответствует критериям.
Было предложено 7 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0).
О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Электронную версию листочка с заданиями можно скачать на странице по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013bio.pdf Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет.
Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013bio-protocol.pdf
При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов). Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится.
За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно). Баллы по пунктам протокола проверки ставились по следующим критериям.
При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс | «e» (балл многоборья) | «v» (грамота) |
4 и младше | 4 | 6 |
5 | 7 | 9 |
6 | 8 | 10 |
7 | 10 | 13 |
8 | 13 | 16 |
9 | 14 | 17 |
10 | 16 | 20 |
11 | 18 | 26 |
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось по ряду параметров в соответствии с протоколом проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013lin-protocol.pdf
По результатам детализированной проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:
Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку.
Если указано несколько наборов — достаточно любого одного из них.
(Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.)
Задача 1.
Основное явление задачи — фиксированность чувашского ударения (возможность определить его место по звуковому составу слова) и различие между краткими и обычными гласными чувашского языка.
Задача решена. Есть верное и полное объяснение, при этом допускается одна ошибка в ответе.
Задача решена частично. Есть верное и полное объяснение при наличии не более чем двух ошибок в ответе или есть неполное объяснение при наличии не более чем одной ошибки в ответе.
Задача 2.
Основные явления задачи — связь между залогом и порядком слов в языке туканг-беси, а также зависимость глагольной приставки от лица субъекта действия.
Задача решена. Есть верное и полное объяснение (допускается отсутствие или недочёт не более чем в одном пункте) и верный ответ на задание 1 при наличии не более чем одной ошибки в задании 2 или же есть за верное, но неполное объяснение при отсутствии ошибок в ответе.
Задача решена частично. Есть верное и полное объяснение (допускается отсутствие или недочёт не более чем в одном пункте) при наличии не более чем двух ошибок в ответе или же есть верное, но неполное объяснение при наличии не более чем одной ошибки в ответе.
Задача 3.
Основное явление задачи — наличие фонетической системности в транскрипции пиньинь (последовательное обозначение шипящих при помощи h, прибавляемого к знаку для свистящих).
Задача решена. Есть верное объяснение при наличии не более двух ошибок в задании 1 и верно указан первый согласный звук (z) в задании 2.
Задача решена частично. Есть верное объяснение при неверном ответе на задание 2 и наличии не более двух ошибок в задании 1 или же есть верное объяснение при верном ответе на задание 2 и наличии не более четырёх ошибок в задании 1.
Критерии подведения итогов
Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:
Оценка «v» (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.
Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013anz-protocol.pdf При публикации оценок по астрономии и наукам о Земле после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов).
За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).
За пункты
105, 108,
304, 305, 307, 310, 311, 318, 320,
401, 402, 407,
501, 502, 505, 506, 507,
604, 605, 613, 617, 618,
707, 708, 709, 710, 711, 712, 715, 716, 717
ставилось по 2 балла.
За остальные пункты (кроме пунктов вида «A00B») ставилось по 1 баллу.
Каждое задание считалось выполненными успешно (засчитывалось), если за него поставлено не менее 5 баллов в 9, 10 и 11 классах и не менее 4 баллов в 8 классе и младше.
Такие задания отмечались в списке оценок знаком (+).
Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было или набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или количество засчитанных заданий не меньше указанного в таблице).
Класс | «e» (многоборье) | «v» (грамота) | ||
сумма баллов | количество задач | сумма баллов | количество задач | |
6 и младше | 3 | 1 | 5 | 1 |
7 | 4 | 1 | 6 | 1 |
8 | 4 | 1 | 6 | 1 |
9 | 5 | 1 | 7 | 2 |
10 | 6 | 1 | 8 | 2 |
11 | 6 | 1 | 9 | 2 |
В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.
Было предложено 5 творческих заданий. Задание 1 и 2 предназначались для 9 классов и младше, остальные задания — для всех классов.
Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0) по критериям, опубликованным по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013lit-krit.pdf (используются две схемы выявления победителей и призеров в многоборье: по сумме набранных баллов и по полноте выполнения одного задания; из итоговых результатов, определённых по этим двум схемам, выбирается лучший).