37-й Турнир имени М. В. Ломоносова 28 сентября 2014 года

Информация о критериях подведения итогов и награждении Грамотами за успешное выступление

Опубликовано 15.01.2014, изменения внесены 16.01.2014

Общие положения | Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература |

Общие положения

Турнир состоит из 9 конкурсов:
1. математика
2. математические игры (письменно и/или устно — по выбору)
3. физика
4. химия
5. биология
6. астрономия и науки о Земле
7. история
8. лингвистика
9. литература

Задания (файлы, с которых печатались раздаточные материалы для участников) опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/index.html Там же публикуются ответы, решения и критерии проверки.

Каждый школьник мог решить, в каких конкурсах участвовать.

После турнира рабочие группы по предметам проверяют письменные работы по каждому предмету и по каждой работе принимает одно из следующих решений (в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса, в котором учится школьник).
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление по этому предмету (условное обозначение «v»).
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение «e»).
3. Данную работу не награждать.

(В конкурсе по математическим играм в некоторых местах проведения турнира также можно было участвовать устно. В этом случае оценки за устный ответ и письменную работу суммируются.)

Если школьник получил два или больше балла многоборья «e» (по разным предметам) — он награждается за успешное выступление в многоборье.

Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 5 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья. (При этом критерии получения оценок «v» и «e» одинаковы в 6 классе и классах мледше 6).

Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают грамоту (в которой перечислены все их успехи).

Отметки «v» и «e» указываются в таблице результатов после отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает грамоту — это отмечается буквой «v» в последней колонке таблицы («грамота»).

Математика

Было предложено 8 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+», «+-», «-+», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:
+задача решена полностью
+-задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
-+задача не решена, но имеются содержательные продвижения
-задача не решена
0ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

Подробные решения заданий по математике опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014-math-solutions-v1.pdf

Критерии проверки заданий по математике опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014-math-crit.pdf

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-».

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующих случаях:

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Математические игры

Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт каждого задания ставились целые положительные баллы или 0. Баллы за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам, если она не больше 20, или 20 баллов (что соответствует полностью выполненному заданию).

Полученные оценки за задания суммировались.

Пункты в заданиях могут перекрывать друг друга по математическому содержанию (например, один пункт может быть частным случаем другого). Критерии оценки в баллах подобраны как раз так, чтобы в случае полностью выполненного задания (в содержательном математическом смысле; не обязательно решение всех пунктов) как раз получалась бы сумма баллов по пунктам не меньше 20.

Критерии проверки работ по математическим играм и выставления баллов опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014mig-resh-krit.pdf

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась в следующих случаях:

Если у участника есть результаты по математическим играм одновременно и за письменную работу, и за устный ответ, эти результаты логически объединялись.

Оценки в протоколе устных ответов пересчитывались в баллы по таблице:
Оценка в протоколеБаллы
«+!», «+», «+.», «+-»Максимальное количество баллов по критериям за данный пункт.
«+/2»1/2 максимального количества баллов по критериям за данный пункт (с округлением до целого числа баллов в меньшую сторону).
«-+»1 балл.
«-.», «-», «0»0 баллов.
Если один участник сдавал устно один и тот же пункт несколько раз — из всех полученных оценок выбирается лучшая.

Учащиеся 11 классов за участие в конкурсе по математическим играм не награждаются, так как задания этого конкурса по уровню сложности предназначены для школьников более младших классов (работы 11-классников всё равно проверяются авторам сообщаются результаты проверки).

Критерии оценки заданий

Баллы за полное решение пунктов (за частичное решение может выставляться меньшее количество баллов):
2a
33105576 510310 63410(*)15
(*)Так как решение пункта «3г» следует из решений пунктов «3б» и «3в», пункт «3г» оценивается исходя из стольких баллов, сколько не хватает до 10 в сумме за «3б» и «3в» (Тем самым исключается ситуация, когда за одно и то же баллы ставятся 2 раза.)

За «пустой» ответ или рассмотрение частного случая игровой ситуации, никак не помогающего найти ответ на поставленный вопрос, ставится 0 баллов.

Физика

Было предложено 10 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!», «+», «+.», «+-», «+/2», «-+», «-.», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:
+!задача решена верно, очень хорошее и грамотное решение
+задача решена верно
+.задача решена верно, но есть мелкие недочёты
+-задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
+/2имеется примерно 1/2 продвижений на пути к верному решению; потерян один из важных случаев, рассмотрение которого составляет примерно половину верного решения, и т. п.
-+решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении (в том числе и дан верный ответ, который не угадывается очевидным образом, но )
-.школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодиться
-в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием
0ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

Подробные решения заданий по физике опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013fiz-otv.pdf

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Химия

Было предложено 9 заданий. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов).

Максимальное количество баллов за каждое из заданий:
номер задания123456789
максимальный балл81012121210101418

Краткие решения заданий по химии и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014him-resh.pdf

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов, чем тот, в котором учится школьник, при подведении итогов не учитываются.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице):
Класс«e» (балл многоборья)«v» (грамота)
6 и младше24
757
879
9714
101220
111724

Приведённые критерии по количеству баллов полностью соответствуют информации, которая сообщалась участникам конкурса по химии вместе с заданиями: «Ученикам 8 класса предлагается решить 1–3 задачи, ученикам 9–11 классов — 3–4 задачи. Можно решать и задачи старших классов. Если вы младше 8 класса, но уже изучаете химию, то можно решать задачи для 8 класса (и для более старших классов).». Поэтому отдельно количество решённых задач в критериях награждения не учитывается.

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

История

Всего было предложено 10 заданий, в том числе 8 задач-вопросов (1–8), предполагающих развёрнутые ответы, и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (задания 9 и 10). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).

1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).

Оценки за задания 9 и 10 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)

Ответы к заданиям по истории 1–8 и комментарии к текстам с ошибками (задания 9 и 10) опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014ist-resh.pdf (при проверке работ не требовалось полного совпадения с «официальными» ответами, которые, однако, дают представление о системе выставления баллов).

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Сумма S считалась в соответствии со сложностью заданий по формуле

S = 2*N1 + 4*N2 + 6*N3 + 2*N4 + 6*N5 + 2*N6 + 6*N7 + 4*N8 + 1*N9 + 1*N10

где N1, ..., N10 — баллы за задания с 1 по 10 соответственно.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов S)
Класс«e» (балл многоборья)«v» (грамота)
6 и младше35
758
8610
9711
10813
11813

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

В соответствии с преамбулой варианта независимо от суммы баллов оценка «v» ставится в случае, если указано не менее 10 исторических ошибок в задании 9 или указано не менее 10 исторических ошибок в задании 10.

Биология

Было предложено 6 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0).

О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Электронную версию листочка с заданиями можно скачать на странице по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014bio.pdf Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет.

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014bio-protocol.pdf

При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов). Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится.

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно). Баллы по пунктам протокола проверки ставились по следующим критериям.

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс«v» (грамота)«e» (балл многоборья)
6 и младше96
7118
8129
91612
102014
112420

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Лингвистика

Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось по ряду параметров в соответствии с протоколом проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014lin-protocol.pdf

По результатам детализированной проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:

Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку.

Если указано несколько наборов — достаточно любого одного из них.

(Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.)

Задача 1.

Задача решена. Для полного решения задачи необходимо целиком описать правила построения представленных в ней предложений. Пункт A (порядок слов) было решено не учитывать ввиду его очевидности; допускаются также недостаточная эксплицитность в одном из пунктов объяснения и одна ошибка в ответе.

Задача решена частично. Верно описаны значительная часть представленных в задаче явлений и не более двух ошибок; или: полностью верные ответы при недостаточно эксплицитных объяснениях.

Задача 2.

Задача решена. Решение удовлетворяет критериям на 100%.

Задача решена частично. Есть объяснения и не более одной ошибки в ответе. Решения без объяснения не засчитываются.

Задача 3.

Задача решена. Решение удовлетворяет критериям на 100%.

Задача решена частично. Есть объяснения и не более одной ошибки в ответе. Решения без объяснения не засчитываются.

Критерии подведения итогов

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Астрономия и науки о Земле

Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014anz-protocol.pdf При публикации оценок по астрономии и наукам о Земле после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов).

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

За остальные пункты ставилось по 1 баллу.

Каждое задание считалось выполненными успешно (засчитывалось), если за него поставлено не менее 4 баллов в 9, 10 и 11 классах и не менее 3 баллов в 8 классе и младше. Такие задания отмечались в списке оценок знаком «(+)».

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было или набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или количество засчитанных заданий не меньше указанного в таблице).
Класс«e» (многоборье)«v» (грамота)
сумма балловколичество задачсумма балловколичество задач
6 и младше4161
75161
85161
95192
1061102
1171102

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Литература

Было предложено 5 творческих заданий. Задание 1 и 2 предназначались для 9 классов и младше, остальные задания — для всех классов.

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0) по критериям, опубликованным по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014lit-krit.pdf

Каждое задание оценивается исходя из 10 баллов. За особенно удачные формулировки ответов, ценные нетривиальные мысли жюри вправе начислить бонусные баллы (из расчета не более 3 баллов за каждое задание).

За ответы без пояснений максимальное число баллов не выставляется. Если автор выдвигает разумную, пусть даже ошибочную, гипотезу в ответ на какой-либо из вопросов, ему, напротив, может быть начислено некоторое количество баллов за ответ (в зависимости от степени обоснованности и логичности его предположения).

Действуют две схемы выявления победителей и призёров в многоборье: по сумме набранных баллов и по полноте выполнения одного задания.

(Задания 1 и 2 адресованы только ученикам 9 классов и младше и в случае выполнения этих заданий учениками 10–11 классов оценка за них никак не влияет на итоговый результат.)

1. Победителями считаются те, кто набрал следующую сумму баллов в соответствии с классом, в котором обучается участник:
Класс Минимальное число баллов для зачёта в многоборье («e») Минимальное число баллов для победы в конкурсе по литературе («v») Максимальное суммарное число баллов для класса
6 и младше102450
7112650
8132850
9153050
10132230
11172230

Для каждого участника выбирался лучший результат из определённых по критериям для класса, в котором он учится, и для всех более старших классов.

2. Победителями («v») считаются те, кто выполнил любое одно задание на максимум минус один балл (то есть на 9 баллов или больше). Призёрами в многоборье («e») считаются участники, набравшие за любое одно задание максимум минус два балла (то есть 8).