37-й Турнир имени М. В. Ломоносова 28 сентября 2014 года

Условные обозначения, использованные в таблице результатов

Опубликовано 14.12.2015.

Электронные версии листочков с заданиями Турнира, решения (по мере готовности), а также бланки протоколов проверки, используемые при проверке работ по астрономии и наукам о Земле, по биологии и по лингвистике, можно скачать на странице http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija

Содержание


Об оценивании заданий в баллах и школьных оценках

Обращаем ваше внимание на то, что оценка «2 балла» за задание Турнира имени М. В. Ломоносова не имеет никакого отношения к школьной оценке «2 (неудовлетворительно)».

Все оценки на Турнире Ломоносова являются хорошими и учитываются при подведении итогов. Конечно, чем баллов больше, тем более существенный вклад такой оценки в итоговый результат (а ноль на результат никак не влияет).

Математика

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+» — задача решена полностью;
«+-» — задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения;
«-+» — задача не решена, но имеются содержательные продвижения;
«-» — задача не решена;
за задачу, к решению которой участник не приступал, ставился «0».

Так как по одному ответу невозможно определить, в какой степени участник решил задачу, за верный ответ без решения ставится не выше «-+» («-» если ответ типа «да-нет»).

Подробные критерии проверки работ по математике: http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014-math-crit.pdf

В таблице результатов оценки за задания 1–6 перечислены по порядку.

Математические игры

Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 20.

По результатам проверки письменных работ ставятся баллы за задачу целиком.

При приёме устных ответов в протоколе отмечались пункты каждой задачи, которые затем были переведены в баллы, которые указываются в таблице результатов.

Эти баллы соответствуют критериям проверки письменных работ. Поскольку некоторые пункты задач перекрываются по содержанию (из одного следует другой), сумма баллов по пунктам одной задачи может получиться больше 20 баллов (в этом случае задача считается решённой полностью и за неё выставляется 20 баллов).

Оценки в протоколе устных ответов пересчитывались в баллы по таблице:
Оценка в протоколеБаллы
«+!», «+», «+.», «+-»Максимальное количество баллов по критериям за данный пункт.
«+/2»1/2 максимального количества баллов по критериям за данный пункт (с округлением до целого числа баллов в меньшую сторону).
«-+»1 балл.
«-.», «-», «0»0 баллов.
Если один участник сдавал устно один и тот же пункт несколько раз — из всех полученных оценок выбирается лучшая.

В случае, если какая-то задача сдавалась как устно, так и письменно, за неё ставится сумма имеющихся оценок (всего не более 20 баллов), что позволяет учесть ситуацию, когда некоторые пункты одной задачи были сданы устно, а некоторые — письменно.

Физика

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!» — очень хорошее верное решение;
«+» — задача решена верно;
«+.» — задача решена верно, в решении есть мелкие недочёты;
«+-» — задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения имеющегося верного решения;
«+/2» — школьник продвинулся на пути к верному решению примерно наполовину (это последняя оценка, которая содержательно учитывается при подведении итогов);
«-+» — решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении;
«-.» — если школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодится;
«-» — в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием;
«0» — ставится за задачу, к решению которой участник не приступал.

В таблице результатов оценки за задания 1–10 перечислены по порядку.

Подробные критерии проверки работ по физике: http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014fiz-resh-v3.pdf

Химия

Задания по химии оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку; отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-»; после балла за задание и косой черты указывается максимальное количество баллов за это задание.

Подробные критерии проверки работ по химии: http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014him-resh.pdf

В таблице результатов оценки за задания 1–9 перечислены по порядку.

История

Всего было предложено 10 заданий, в том числе 8 задач-вопросов (1–8) и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (9 и 10). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).

1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–8, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).

Оценки за задания 9 и 10 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)

Подробные комментарии к заданиям по истории: http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014ist-resh.pdf

С целью приведения баллов за разные задания к единой шкале (так, равные баллы за разные задания соответствовали примерно одинаковым достижениям при выполнении этих заданий) баллы умножались на коэффициенты, которые указаны в скобках после баллов в строчке оценок, а также в таблице:
номер задания12345678910
коэффициент2462626411

Биология

Задания по биологии оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку, отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».

О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии. Электронную версию листочка с заданиями можно скачать на странице с заданиями по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014bio.pdf

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014bio-protocol.pdf При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов).

Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится.

За четырёхзначные номера пунктов вида A00B, где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

Баллы по остальным пунктам протокола проверки ставились по следующим критериям.

Лингвистика

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2011/zadanija/tl2011lin-protocol.pdf
Параметры оценивания каждого задания в этом бланке обозначаются латинскими буквами в алфавитном порядке.

В таблице результатов по каждой задаче перечислены подряд все пункты (латинские буквы), отмеченные в протоколе проверки знаком «+».

Пункты «W», «X», «Y» заполняются (или не заполняются) по усмотрению проверяющего, используются только при формировании критериев подведения итогов (заочный опрос проверяющих) и не влияют на оценку конкретной работы. В таблице результатов эти пункты не проставляются.

Отсутствующая в работе задача обозначается знаком «-» (пункт «Z» в протоколе проверки). Если задача в работе есть, но в протоколе по ней не отмечено ни одного пункта, в таблицу результатов на месте оценок за эту задачу ставится цифра «0».

Если по критериям оценивания задача признана верно решённой, после оценок за неё ставится обозначение «(+)», для частично верных решений используется обозначение «(+/2)».

Астрономия и науки о Земле

Задания по астрономии и наукам о Земле оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку, отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-».

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2013/zadanija/tl2013anz-protocol.pdf При публикации оценок по астрономии и наукам о Земле после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов).

Каждое задание считалось выполненными успешно (засчитывалось), если за него поставлено не меньше 3 баллов в 8 классе и младше и не меньше 4 баллов в 9–11 классах. Баллы за задания, которые считаются выполненными успешно (в соответствии с количеством полученных баллов и классом, в котором учится школьник, дополнительно помечаются знаком «(+)».

За четырёхзначные номера пунктов вида A00B, где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

За все остальные пункты давалось по 1 баллу.

Литература

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0). Баллы за задания перечисляются в строчку (каждая цифра означает количество баллов за соответствующий пункт каждого задания, баллы за пункты одного задания выписываются подряд без пробелов); отсутствующее в работе задание обозначается знаком «-»; после балла за задание и косой черты указывается максимальное количество баллов за это задание.

Баллы за задания выставлялись по приведённым критериям, опубликованным по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2014/zadanija/tl2014lit-krit.pdf

В случае, если в соответствии с критериями оценка за какое-либо задание даёт основание поставить оценку «v» (грамота за успешное выступление) за всю работу по литературе, оценка за это задание помечается знаком «(v)».

В случае, если в соответствии с критериями оценка за какое-либо задание даёт основание поставить оценку «e» (балл многоборья) за всю работу по литературе, оценка за это задание помечается знаком «(e)».

Обозначение «(мл.кл.)»

Если после оценки за задание приведено обозначение «(мл.кл.)» — это значит, что данное задание предназначено для школьников более младших классов, чем тот, в котором вы учитесь. Ваша оценка за это задание никак не будет учтена при подведении итогов и никак не повлияет на результат вашего участия в Турнире.

Данное обозначение ставится только после положительных оценок (а нулевые оценки и так ни на что не повлияют).

Обозначение «звёздочка» («*»)

«Звёздочка» вместо оценок по предмету означает, что информации о проверке данной работы пока ещё нет. Возможные причины этого:
1) работа проверена, но оценки ещё не внесли в компьютер (работа лежит и ждёт; это — наиболее частая причина);
2) работу ещё не успели проверить;
3) работа не подписана (указанной на работе информации недостаточно, чтобы определить, кому именно нужно проставить оценки из этой работы);
4) произошла какая-то техническая ошибка (что-то где-то перепутали и в результате оценки работы не проставили автору этой работы);
5) работа потерялась (такое редко, но бывает).

Работы обрабатываются (и оценки публикуются) в порядке, который оргкомитет считает наиболее рациональным — так, чтобы суммарное время ожидания было как можно меньше. Но в любой очереди кто-то обязательно окажется последним...

«Звёздочка» вместо фамилии и имени проставляется по выбору участника Турнира. Фамилия и имя участника (а также школа, где он учится), публикуются только по желанию участника — и тогда все могут узнать результаты этого участника. Иначе результаты публикуются только с номером карточки. Тогда свои результаты может узнать только сам участник, а для всех остальных эти результаты будут анонимными.

Информацию о том, публиковать результаты с фамилией и именем или же анонимно, участники могли сообщить Оргкомитету, отметив нужную клеточку в своей регистрационной карточке.

Если вас нет в таблице результатов...

Возможно, что ваши фамилия и имя не указаны по описанным выше причинам (а указан только регистрационный номер).

Если допущена ошибка при указании класса — результаты попадут в таблицу «чужого» класса (того, который был указан). Рекомендуем, не обнаружив результатов в своём классе, посмотреть в остальных. Если в разных местах класс был указан по-разному (например, ошибка при указании класса была допущена только в одной из работ), данные попадут в таблицу результатов с неизвестным классом.