Конкурсы по биологии Турнира им. Ломоносова

(1982-1987)

На этой странице находятся задания конкурсов по биологии Ломоносовского турнира 1982-1987 годов. (Возможно, что часть текстов воспроизведена неточно или неполностью).

Задания и решения конкурсов 1979-1981, 1991, 1993-2001 годов находятся на страницах, содержащих информацию по соответствующим Турнирам. Материалы за 1978, 1988-1990 и 1992 годы, к сожалению, пока не найдены.

1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987


1982 год

А.

1. Назовите побольше деревьев и укажите сроки их цветения.

2. Перечислите движения растений, вызванные не внешними причинами, а самим растением. Какими потребностями растений они вызываются?

3. Какие растения-паразиты нашей флоры Вы знаете?

4. Перечислите способы, которыми растения привлекают насекомых. Зачем они это делают?

5. Какие травянистые растения характерны для:
а) елового леса,
б) соснового леса,
в) березового леса,
г) болота,
д) луга?

Б.

1. Какими способами, по-Вашему, может регулироваться численность животных в природе?

2. Что такое экологическая катастрофа? Если не знаете - придумайте.

3. Какими орудиями пользуются животные?

4. Почему болотные и пустынные растения имеют много сходных признаков? Какие это признаки?

5. Какие примеры заселения каким-либо видом животных больших новых территорий Вы знаете? Как Вы думаете, чем вызвано это явление?

В.

1. Какие Вы знаете общие черты строения и физиологии активно летающих животных?

2. Какие приспособления морских млекопитающих к водному образу жизни Вы знаете?

3. Как приспосабливаются животные к жизни в пустыне?

4. Какие известные Вам животные и растения занесены в Красную Книгу?

5. Для чего животные используют хвост? Приведите примеры.

6. Каким образом летают животные? Приведите примеры.

Г.

1. У каких известных Вам животных есть личинки? Чем полезно наличие личиночной стадии, с Вашей точки зрения?

2. К какому царству - животных или растений - отнесли бы Вы эвглену зеленую и почему?

3. Что такое теплокровность, зачем она нужна и каким образом регулируется?

4. Зачем дышат животные и растения и как они это делают?

5. Каким образом, по-Вашему, растения поднимают воду на большую высоту? (Можете предложить несколько объясняющих теорий.)

6. Зачем, по-Вашему, лягушка всегда мокрая?

7. Почему у птиц нет зубов?

8. Какие животные линяют и для чего?

9. Линяют ли птицы?

10. Как зимуют лягушки, раки, медведи, дождевые черви, амебы, летучие мыши?


1983 год

Вопросы по биологии для школьников 5 классов. 1. Почему у птиц нет зубов? 2. В чем польза листопада? 3. Какие животные линяют и для чего? Линяют ли птицы? 4. Как зимуют лягушки, медведи, раки, дождевые черви, амебы и летучие мыши? 5. Что едят в ананасе люди?

Вопросы по биологии для школьников 6-9 классов.

А.

1. Почему на одном и том же лугу в одинаковых условиях растут растения разных видов и морфологических форм (толстые и тонкие, высокие и низкие и т.п.)?

2. В чем биологическая несообразность мифологических животных (пегас, кентавр, сирена и т.п.)?

3. Какими свойствами должны обладать животные, живущие около городов, чтобы нормально существовать?

4. Объясните, почему в процессе эволюции произошел переход от незамкнутой системы кровообращения к замкнутой.

Б.

1. В крыльях тропических бабочек нет пигмента, однако они очень ярко окрашены. Почему?

2. Почему из семечек культурной яблони вырастает дичок?

3. Объясните, почему при заражении крови взятая у больного и введенная ему внутримышечно кровь резко повышает сопротивляемость организма.

4. Для чего в растениях, находящихся в симбиозе с грибами, имеются вещества, убивающие грибы?

5. Каким образом и в каких условиях могла произойти следующая трансформация?

В.

1. Известно, что при сильном потоотделении организм испытывает большую потребность в солях, чем обычно. Объясните это явление.

2. Известно, что в центральных областях океана крайне бедна жизнь планктона в поверхностных слоях. Почему?

3. Почему в густых ельниках сильно затруднен рост травянистых растений и подлеска?

4. Известно, что кислотность почвы в участках около кончиков корней сильно повышена. Объясните механизм этого явления.

5. Какое принципиальное различие между почками земноводных и пресмыкающихся?

6. Незимостойкие культуры растений на грядах закрывают полиэтиленовой пленкой и засыпают утеплителем, однако до первых устойчивых морозов оставляют торцы открытыми. Не лучше ли закрывать их сразу?

7. Функции каких органов и систем будут нарушены в результате заболевания печени и почему?

Г.

1. Что ест на обед крокодил?

2. Какие рыбы и каким образом могут утонуть?

Д.

1. Почему дождевой червь вылезает на поверхность после дождя?

2. Какие животные используют реактивное движение?

3. Прививку стволов разных диаметров можно осуществлять по-разному сердцевина к сердцевине или кора к коре:

Какой из этих способов верный и почему?

4. Известно, что у крысы голый хвост. Объясните этот факт.

5. Объясните, почему блюда, приготовленные из подмерзшей картошки всегда имеют сладковатый привкус.


1984 год

1". Где обитают животные, изображенные на рисунке,чем они питаются, как спасаются от хищников? У какого вида количество особей минимально?

2. Что появилось раньше: яйцо или курица?

3. Зачем и почему нет двух совершенно одинаковых людей?

4". Как перегнать амебу из одной капли в другую (капли соединены водным мостиком), не касаясь ее?

5. Почему гемоглобин у млекопитающих содержится в эритроцитах, а не просто растворен в крови?

6. Почему летучие рыбы обитают только в южных морях?

7". Назовите, сколько вы знаете съедобных беспозвоночных. Расскажите об образе жизни пяти из них.

8". Приведите примеры симбиозов и сожительств растения с животным.

9". Почему хвойные деревья растут на севере, а в тропиках их нет?

10. Когда мутация потери конечностей благоприятна?

11. Почему человек, привычный к эскалатору, теряет равновесие, когда ступает на неподвижный эскалатор?

12. С чем связано то, что адаптация глаза к темноте происходит медленнее, чем к свету?

13. Почему обычно в кровеносных сосудах эритроцитов много больше, чем лейкоцитов?

15. Предложите конструкцию искусственной почки.

16. Каковы причины видового разнообразия?

17. Какие образования и ткани человеческого организма лишены кровеносных сосудов?

18. В каких условиях были построены кривые роста микроорганизмов?

Объясните эти графики.
[Обрезанная надпись по нижнему краю рисунка - предположительно "N - количество микроорганизмов"]

Примечания.
1. Участник турнира может отвечать на все вопросы.
2. При подведении итогов учитываются только пять вопросов, получивших наибольшие оценки.
3. Вопросы отмеченные знаком (") учитываются только в работах учащихся шестых и седьмых классов.


1985 год

1. Предложите Ваши критерии для разделения позвоночных на высших и низших.

2. Почему сидячие ветвящиеся морские организмы часто ветвятся только в одной плоскости?

3. Какие черты человека как вида свидетельствуют о его происхождении от древесных предков?

4./!/ Молодь щуки первое время после выхода из икры может жить, питаясь рачками-циклопами. Достигнув определённого размера, щурята в массе гибнут от истощения даже при изобилии циклопов. Почему это может происходить?

5./"/ Почему плохо спится в комнате, где много растений?

6./"/ Почему при применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды?

7. Самки тропических светляков испускают вспышки, характер которых /длительность вспышки, интервал между вспышками/ обычно особый у каждого вида. Недавно обнаружено, что у одного вида самки испускают помимо своего сигнала сигналы других видов. Как это можно объяснить?

8. Какие черты характерны для растений, опыляемых:
А/ птицами,
Б/ летучими мышами,
В/ жуками,
Г/ бабочками,
Д/ пчёлами и
Е/ шмелями.

9./!/ Близкородственные виды нередко живут бок о бок, хотя, согласно дарвинизму, между ними существует наиболее сильная конкуренция. Как объяснить это явление?

10./!/ Почему теплокровные животные лучше переносят низкую внешнюю температуру,чем высокую?

11. Можно ли оживить человека через несколько часов после смерти? Ответ поясните.

12./!/ Заразен ли рак? Почему Вы так считаете?

13./!/ Можно ли пересадить голову? Ответ поясните.

14./!/ Известно, что при выращивании животных клеток на искусственной среде одиночные клетки растут хуже, чем группы клеток. Предложите Ваши объяснения этого явления и способы их проверки.

15./"/ Каковы преимущества и недостатки самоопыления по сравнению с перекрестным опылением? Приведите примеры.

16. У каких животных больше двух глаз?

17./"/ Объясните, почему у разных видов животных разная плодовитость: от одного потомка до нескольких миллионов.

18. Чем Вы можете объяснить тот факт, что зоопланктон ночью перемещается вверх, а днем вниз?

19. Температура тела у птиц выше, чем у млекопитающих. Какие преимущества это дает птицам и в чем состоят недостатки этой особенности?

20. Из воспоминаний известного путешественника В. Горюнова о его поездке в Индию в 1853 году:
"... Я пробирался между колючими кустами стрелолиста, с ветвей которого свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередные жертвы. Под ногами у меня шуршал папирус. На фоне общего однообразия выделялись яркие цветы венериного пояса - хищного тропического папоротника. Пару раз тропинку пересекали следы тигра или гориллы - страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарослях бадяги выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в чащу. Начало припекать. За плечо меня больно укусила пиявка и я понял, что пора возвращаться..."
Сколько биологических неточностей найдете Вы здесь?

21. Объясните, какой образ жизни ведут животные, изображенные на рисунке, как они питаются и как спасаются от хищников. Ответ поясните на основе их строения.

ПРИМЕЧАНИЕ.
1. При подведении итогов учитываются результаты пяти лучших ответов.
2. На вопросы, отмеченные знаком /!/ не рекомендуется отвечать учащимся 5 - 7 классов.
3. Ответы на вопросы, отмеченные знаком /"/ не учитывается в работах учащихся 8 - 9 классов.


1986 год

1. Почему личинки насекомых ведут пресноводный образ жизни чаще, чем взрослые формы?

2. Предположим, что мы полностью исключим истребление животных из современной хозяйственной деятельности человека. Опишите возможные последствия.

3. Как Вы думаете, почему при сильном насморке нарушается не только обоняние, но и способность тонко различать вкус? Предложите эксперименты, которые могли бы подтвердить Ваше объяснение?

4. Известно, что позвоночные животные дышат, изменяя объем грудной клетки, что влечет за собой изменение объема легких. Как же дышат черепахи, у которых грудная клетка срослась с панцирем?

5!. Для того, чтобы установить, есть ли у животного цветовое зрение, его иногда пытались научить различать фигуры разного цвета /выработать условный рефлекс на фигуру определенного цвета, но на других цветах/. Тем не менее полученные этим методом результаты часто оспаривались. Почему?

6!. Многие животные могут узнавать своих родственников. Какие преимущества это может дать отдельным особям и популяции в целом?

7. Сообщается, что при ремонте старого гнезда скворцы приносят в него немного молодых побегов определенных растений. Зачем это может делаться?

8. Почему у всех млекопитающих кормит молоком потомство только самка, но не самец, хотя слабо развитые млечные железы есть и у самцов, и у каких-то видов, казалось бы, кормить детенышей могли бы и самцы?

9. Предполагается, что распространение определенного вида растений на север ограничено низкими зимними температурами. Как бы Вы проверили, что ограничивает распространение растения именно зимняя температура, а не какие-либо иные факторы, закономерно меняющиеся с юга на север?

10. Какую роль прибрежные растения играют в жизни водоема? К каким последствиям может привести полное их уничтожение и чрезмерное развитие?

11. Как Вы думаете, почему у кошки брюхо обычно светлее спины?

12. В каких случаях многоклеточность может быть невыгодна?

13. Среди хищных животных существует два способа добывания пищи - "засадчик" и "догонщик". Какой способ выбрали бы Вы, если бы Вы одичали и Вам пришлось охотиться как хищнику? Объясните свое решение.

14. Назовите несколько способов обмена информацией между:
а) животными;
б) растениями;
в) животными и растениями.
Приведите примеры.

15. Зачем животные имитируют звуки, издаваемые животными других видов?

16. Может ли у человека в процессе эволюции появиться способность к фотосинтезу? Любой ответ поясните.

17". Что вы можете сказать о хозяевах этих гнезд? Укажите на карте, где они могут обитать (см. рисунок).
[РИСУНОК УТЕРЯН]

Примечания.
1. При подведении итогов учитываются результаты пяти лучших ответов.
2. На вопросы, отмеченные знаком /!/, не рекомендуется отвечать учащимся 5 - 7 классов.
3. Ответы на вопросы, отмеченные знаком /"/, не учитываются в работах учащихся 8 - 9 классов.


1987 год

1. Кого из русских ученых-биологов любого времени Вы знаете? Что Вам известно об их научной деятельности?

2. Предложите эксперимент, позволяющий установить скорость кровотока у человека.

3. Какие причины побуждают животных образовывать колонии?

4. Какие достоинства и недостатки имеет отсутствие раковины у слизней?

5. Какие, по-Вашему, приспособления для жизни в песчаных карьерах имеют живущие там птицы?

6!. Предложите возможные способы взаимодействия между клетками. Когда и для чего это бывает нужно?

7". Идет ли в плодах фотосинтез? Если "да" - приведите примеры, если "нет" - объясните, почему.

8. Какие достоинства и недостатки имеет вегетативное размножение?

9. Некоторые животные при встрече обнюхивают друг у друга определенные точки тела в определенной последовательности. Какую информацию при этом могут получать различные виды животных?

10. Один вид северной орхидеи обычно находят растущим на гнилых бревнах. Приведите несколько возможных объяснений этому факту.

11. Внутри многих организмов живут другие, существующие за их счет. Могут ли хозяева получать пользу от такого сожительства? Ответ обоснуйте, попробуйте привести примеры.

12. Животному с неповрежденными органами зрения в эксперименте предлагают некоторое изображение. Однако животное его не видит. Чем это можно объяснить? (Предположите различные варианты.)

13". На приведенном графике изображена численность наружных паразитов рыбы:
_ _ _ _ паразиты, живущие при низкой солености;
_._._._ паразиты, живущие при высокой солености.
Что Вы можете сказать о жизни этой рыбы?

14. Согласно библейской легенде, Ной спас жизнь на земле, поместив на свой ковчег во время потопа различных животных. Представьте себя в роли Ноя. Какими критериями Вы будете руководствоваться, отбирая на Ваш ковчег живые организмы? Ответ обоснуйте и попробуйте привести примеры живых организмов, удовлетворяющие этим критериям.

15". Какие из нарисованных раков скорее всего окажутся стекловидно-прозрачными? Ответ поясните.

16". Опишите или нарисуйте, как, по-Вашему, изменятся в ходе эволюции следующие животные, если климат сильно похолодает (ответ обоснуйте).

17. Назовите признаки загрязнения водоемов.

ПРИМЕЧАНИЕ. При подведении итогов учитываются 5 лучших ответов. На вопросы, помеченные знаком !, не рекомендуется отвечать учащимся 5-7 классов. Ответы на вопросы, отмеченные знаком ", не учитываются в работах учащихся 8-10 классов.