35-й Турнир имени М. В. Ломоносова 30 сентября 2012 года

Информация о критериях подведения итогов и награждении Грамотами за успешное выступление

Опубликовано 23.12.2012;
исправления в критерии по лингвистике внесены 16.01.2013;
исправления в критерии по астрономии и наукам о Земле внесены 17.02.2013.

Общие положения | Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература |

Общие положения

Турнир состоит из 9 конкурсов:
1. математика
2. математические игры (письменно и/или устно — по выбору)
3. физика
4. химия
5. биология
6. астрономия и науки о Земле
7. история
8. лингвистика
9. литература

Задания (файлы, с которых печатались раздаточные материалы для участников) опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/index.html Там же публикуются ответы, решения и критерии проверки.

Каждый школьник мог решить, в каких конкурсах участвовать.

После турнира рабочие группы по предметам проверяют письменные работы по каждому предмету и по каждой работе принимает одно из следующих решений (в зависимости от результата выполнения предложенных заданий и класса, в котором учится школьник).
1. Наградить автора работы грамотой за успешное выступление по этому предмету (условное обозначение «v»).
2. Присудить балл многоборья (условное обозначение «e»).
3. Данную работу не награждать.

(В конкурсе по математическим играм в некоторых местах проведения турнира также можно было участвовать устно. В этом случае оценки за устный ответ и письменную работу суммируются.)

Если школьник получил два или больше балла многоборья «e» (по разным предметам) — он награждается за успешное выступление в многоборье.

Также за успешное выступление по многоборью награждаются школьники 4 класса и младше (выступавшие наравне со старшеклассниками), получившие только один балл многоборья

Все участники, которые за что-нибудь награждаются, получают грамоту (в которой перечислены все их успехи).

Отметки «v» и «e» указываются в таблице результатов после отметок за выполнение заданий по данному предмету. Если участник получает грамоту — это отмечается буквой «v» в последней колонке таблицы («грамота»).

Математика

Было предложено 8 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+», «+-», «-+», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:
+задача решена полностью
+-задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
-+задача не решена, но имеются содержательные продвижения
-задача не решена
0ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

Так как по одному ответу типа «да/нет» невозможно определить, в какой степени участник решил задачу, за ответ такого типа без решения ставилась оценка «-+».

Подробные решения заданий по математике и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012mat-reshkrit.pdf

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

При подведении итогов решёнными считаются задачи, за которые выставлены оценки «+» и «+-».

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математике) ставилась в следующих случаях:

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Математические игры

Было предложено 3 задания, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. За каждый пункт каждого задания ставилось целые положительные баллы или 0. Баллы за пункты каждого задания суммировались, итоговой оценкой за задание является сумма баллов по пунктам, если она не больше 20, или 20 баллов (что соответствует полностью выполненному заданию).

Полученные оценки за задания суммировались.

Пункты в заданиях могут перекрывать друг друга по математическому содержанию (например, один пункт может быть частным случаем другого). Критерии оценки в баллах подобраны как раз так, чтобы в случае полностью выполненного задания (в содержательном математическом смысле; не обязательно решение всех пунктов) как раз получалась бы сумма баллов по пунктам не меньше 20.

Критерии проверки работ по математическим играм и выставления баллов опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012mig-krit.pdf

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующем случае:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по математическим играм) ставилась в следующих случаях:

Учащиеся 11 классов за участие в конкурсе по математическим играм не награждаются, так как задания этого конкурса по уровню сложности предназначены для школьников более младших классов (работы 11-классников всё равно проверяются авторам сообщаются результаты проверки).

Критерии оценки заданий

Баллы за полное решение пунктов (за частичное решение может выставляться меньшее количество баллов):
812466121020551010

На устном конкурсе по математическим играм, проводимом в МГУ, задания несколько отличались от письменного конкурса по формулировкам и разбивке на пункты. За полное решение соответствующих пунктов выставлялись следующие баллы:
81241212121010101010

За «пустой» ответ или рассмотрение частного случая игровой ситуации, никак не помогающего найти ответ на поставленный вопрос, ставится 0 баллов.

Физика

Было предложено 9 заданий.

По результатам проверки каждого задания ставилась одна из следующих оценок (перечислены в порядке убывания):
«+!», «+», «+.», «+-», «+/2», «-+», «-.», «-», «0».

Краткое описание этих оценок следующее:
+!задача решена верно, очень хорошее и грамотное решение
+задача решена верно
+.задача решена верно, но есть мелкие недочёты
+-задача решена с недочётами, не влияющими на общий ход решения
+/2имеется примерно 1/2 продвижений на пути к верному решению; потерян один из важных случаев, рассмотрение которого составляет примерно половину верного решения, и т. п.
-+решение неверно, но сделан хотя бы один логический шаг в любом верном направлении (в том числе и дан верный ответ, который не угадывается очевидным образом, но )
-.школьник на пути к решению с места не сдвинулся, но упомянул что-то, что на этом пути может пригодиться
-в решении не содержится абсолютно никаких полезных для решения сведений, новых по сравнению с условием
0ставится за задачу, к решению которой участник не приступал

Подробные решения заданий по физике опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012fiz-otv.pdf

При награждении учитывались только задачи своего и более старших классов. Задачи, предназначенные для более младших классов (чем тот, в котором учится участник турнира), проверялись и оценивались, но не учитывались при награждении.

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление в конкурсе по физике) ставилась в следующих случаях:

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Химия

Было предложено 9 заданий. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов).

Максимальное количество баллов за каждое из заданий:
номер задания123456789
максимальный балл8810101114121014

Краткие решения заданий по химии и критерии проверки опубликованы по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012him-krit.pdf

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям своего и более старших классов. Результаты выполнения заданий для более младших классов, чем тот, в котором учится школьник, при подведении итогов не учитываются.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать сумму баллов не менее указанной в таблице):
Класс«e» (балл многоборья)«v» (грамота)
5 и младше1
612
723
824
9810
10812
111216

Приведённые критерии по количеству баллов полностью соответствуют информации, которая сообщалась участникам конкурса по химии вместе с заданиями: «Ученикам 8 класса предлагается решить 1–3 задачи, ученикам 9–11 классов — 2–4 задачи. Можно решать и задачи старших классов. Если вы младше 8 класса, но уже изучаете химию, то можно решать задачи для 8 класса (и для более старших классов). Решённые задачи класса младше своего не влияют на оценку». Поэтому отдельно количество решённых задач в критериях награждения не учитывается.

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

История

Всего было предложено 12 заданий, в том числе 10 задач-вопросов (1–10) и два творческих задания на поиск исторических ошибок в текстах (задания 11 и 12). Каждое задание оценивается в баллах (целое положительное число либо 0).

1 балл ставится за 1 верно названное событие, персону или связь между ними (в заданиях 1–10, в соответствии с тем, что требуется в заданиях).

Оценки за задания 11 и 12 являются целыми числами, соответствующими количеству верно указанных участником исторических ошибок. (В случае, если при перечислении ошибок участник допускал логические повторы или перебирал ошибки наугад, включая в их число и верные утверждения, ставилась более низкая оценка, соответствующая реальному объёму выполнения задания.)

Ответы к заданиям по истории 1–10 и комментарии к текстам с ошибками (задания 11 и 12) опубликованы на странице по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2010/zadanija/index.html (при проверке работ не требовалось полного совпадения с «официальными» ответами, которые, однако, дают представление о системе выставления баллов).

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Сумма S считалась в соответствии со сложностью заданий по формуле

S = 4*N1 + 2*N2 + 2*N3 + 2*N4 + 2*N5 + 2*N6 + 2*N7 + 2*N8 + 4*N9 + 2*N10 + N11 + N12

где N1, ..., N12 — баллы за задания с 1 по 12 соответственно.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов S)
Класс«e» (балл многоборья)«v» (грамота)
3 и младше1
412
513
623
735
835
946
1047
1147

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

В соответствии с преамбулой варианта независимо от суммы баллов оценка «v» ставится в случае, если указано не менее 10 исторических ошибок в задании 11 или указано не менее 10 исторических ошибок в задании 12. Это условие соответствует критериям.

Биология

Было предложено 7 заданий (вопросов, предполагающих развёрнутые ответы). Ответы оцениваются в баллах (целое положительное число или 0).

О том, за что и как выставляются баллы, было написано в заданиях конкурса по биологии (тем самым эта информация сообщалась участникам в момент выдачи заданий). Электронную версию листочка с заданиями можно скачать на странице по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012bio.pdf Формальных ограничений на максимальное количество баллов нет.

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012bio-protocol.pdf

При публикации оценок по биологии после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов). Первая цифра номера пункта равна номеру задания, к которому этот пункт относится.

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

За пункты 702–705 ставилось по 3 балла.

За пункты 403–405, 407–414, 6012–6034, 6051–6099, 610, 616 и 701 ставилось по 2 балла.

За остальные пункты (кроме пунктов вида «A00B») ставилось по 1 баллу.

При награждении учитывалась сумма баллов по всем заданиям, и класс, в котором учится участник.

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было набрать указанную в таблице или большую сумму баллов)
Класс«e» (балл многоборья)«v» (грамота)
3 и младше47
468
5710
6812
7915
81018
91120
101221
111524

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Лингвистика

Было предложено 3 задания. Каждое задание оценивалось по ряду параметров в соответствии с протоколом проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012lin-protocol.pdf

По результатам детализированной проверки по каждой задаче принималось одно из трёх решений:

Решение принималось по приведённым ниже критериям. В критериях в каждом случае указывается только минимальный набор пунктов для получения положительной оценки. Добавление к такому набору ещё каких-то пунктов не ухудшает оценку.

(Пункты критериев обозначены латинскими буквами по порядку в латинском алфавите. То есть каждый критерий получил своё буквенное обозначение на основании своего расположения (порядкового номера) в бланке протокола проверки работ. Никакого другого смысла эти буквенные обозначения не несут.)

Задача 1.

Основное явление задачи — различие в спряжении глаголов с кратким и долгим корневым гласным. Задача считается частично решённой, если это явление описано и правильно выполнены те части задания, в которых проверяется только понимание этого явления. Задача считается полностью решённой, если также описано значение приставки re- и переход a > i в приставочных глаголах и правильно выполнено задание. Если явления описаны верно, при выполнении задания допускается небольшое число ошибок.

В задании в пункте 17 (пункт I в протоколе проверки), к сожалению, была допущена опечатка. Поэтому данный пункт при подведении итогов никак не учитывался. (Опечатка повлияла только на возможность верного выполнения данного пункта задания.)

Задача решена.

Задача решена частично.

Задача 2.

Основное явление задачи — показатели класса (люди, животные, растения) и порядок слов в тайском словосочетании. Для того, чтобы задача считалась полностью решённой, необходимо описать эти явления и по крайней мере первые этапы установления соответствий, а также правильно перечислить соответствия. Задача считается частично решённой, если явления описаны не полностью. При перечислении соответствий допускается небольшое число ошибок.

Задача решена.

Задача решена частично.

Задача 3.

Задача считается полностью решённой, если дано полное описание системы жестов (описано, как выражаются числа и значения «покупать/продавать») и верно выполнены задания 1 и 2. Задача считается частично решённой, если верно выполнены задания 1 и 2, описано, как выражаются значения «покупать/продавать», и хотя бы частично описано, как выражаются числа.

Задача решена.

Задача решена частично.

Критерии подведения итогов

Оценка «e» (балл многоборья) ставилась в следующих случаях:

Оценка «v» (грамота за успешное выступление на конкурсе по лингвистике) ставилась в следующих случаях:

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Исправления к критериям подведения итогов по лингвистике (внесенны 16.01.2013)

16.01.2013 принято решение дополнительно наградить грамотами за успешное выступление на конкурсе по лингвистике всех учащихся 8 классов, верно решивших хотя бы одну задачу конкурса по лингвистике.

Данное изменение исправляет техническую ошибку, допущенную при формировании критериев награждения, и устраняет противоречие критериев и информации, приведённой в преамбуле заданий конкурса по лингвистике: &laqu;Учащимся 8 класса и младше достаточно полностью решить любую одну задачу, учащимся 9–11 классов достаточно полностью решить любые две задачи из трёх».

Астрономия и науки о Земле

Было предложено 7 заданий. Каждое задание представляет собой набор вопросов и предполагает развёрнутый ответ. Выполненные задания оценивались целым положительным числом баллов (либо 0 баллов). Баллы за все выполненные участником задания суммировались.

Проверка работ осуществлялась с помощью специальных бланков протоколов проверки (или идентичной по содержанию web-формы при электронной проверке). Скачать бланк протокола проверки можно по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012anz-protocol.pdf При публикации оценок по астрономии и наукам о Земле после баллов также перечисляются все отмеченные при проверке пункты протокола (номера этих пунктов).

За четырёхзначные номера пунктов вида «A00B», где A и B — цифры, давалось B баллов за задание номер A (эти пункты соответствуют дополнительным баллам, проставляемым за ответы, не обозначенные в критериях явно).

За пункты
106, 107, 108, 112, 113, 114, 116, 117, 121, 123, 124,
207, 208, 210, 211, 215, 216, 219,
304, 307, 312, 314, 316, 320,
405, 410,
502, 504, 506, 513, 514, 515, 516,
603, 605, 606, 608,
710, 717, 719, 720
ставилось по 2 балла.

За остальные пункты (кроме пунктов вида «A00B») ставилось по 1 баллу.

Каждое задание считалось выполненными успешно (засчитывалось), если за него поставлено не менее 5 баллов в 9, 10 и 11 классах и не менее 4 баллов в 8 классе и младше. Кроме того, задание 6 считалось выполненным успешно при наличии пункта 608.

Такие задания отмечались в списке оценок знаком (+).

Оценки «e» и «v» ставились в соответствии с таблицей (нужно было или набрать сумму баллов не меньше указанной в таблице, или количество засчитанных заданий не меньше указанного в таблице).
Класс«e» (многоборье)«v» (грамота)
сумма балловколичество задачсумма балловколичество задач
6 и младше3151
74161
84161
95172
106182
11619 [см. исправления]2

В случае, если поставлена оценка «v», оценка «e» не ставится.

Исправления к критериям подведения итогов по астрономии и наукам о Земле (внесенны 17.02.2013)

14.02.2013 принято решение дополнительно наградить грамотами за успешное выступление на конкурсе по астрономии и наукам о Земле всех учащихся 11 классов, набравших в сумме по всем заданиям конкурса по астрономии и наукам о Земле не менее 8 баллов.

Данное решение принято в связи с тем, что данная информация ранее была опубликована на портале olimpiada.ru; критерии награждения с учётом данного изменения не противоречат принципам подведения итогов Турнира с содержательной точки зрения и не создают формального превышения численности награждённых участников по сравнению с установленными нормами.

Литература

Было предложено 5 творческих заданий. Задание 1 и 2 предназначались для 9 классов и младше, остальные задания — для всех классов.

Задания по литературе оцениваются в баллах (целое положительное число или 0) по критериям, опубликованным по адресу http://olympiads.mccme.ru/turlom/2012/zadanija/tl2012lit-krit.pdf (используются две схемы выявления победителей и призеров в многоборье: по сумме набранных баллов и по полноте выполнения одного задания).