Московская городская олимпиада школьников по физике 2005/2006

Задачи и решения - PDF, 56 стр., 668291 байт: mfo2006.pdf


Условия задач

Окружной этап 04.02.2006 : 11 класс

Городской этап
1-й тур 19.02.2006 : 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
2-й тур 05.03.2006 : 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс
Экспериментальный (отборочный на всероссийскую олимпиаду) тур 11.03.2006: 9 класс | 10 класс | 11 класс


Окружной этап (04.02.2006)

11-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. На горизонтальной плоскости сидит лягушка. Навстречу ей издалека катится барабан радиусом R. Центр барабана движется со скоростью v. С какой наименьшей скоростью должна подпрыгнуть лягушка, чтобы перепрыгнуть барабан, слегка коснувшись его только в верхней точке? Размерами лягушки пренебречь.

2. На гладкой горизонтальной плоскости лежит брусок массой M1 и на нем - другой брусок массой M2. Через систему блоков, изображенную на рисунке, перекинута нить. К подвижному блоку подвешен груз массой M3 = M1 + M2. При каком соотношении масс M1 и M2 бруски не будут скользить друг по другу, если коэффициент трения между ними равен m? Нить считать невесомой и нерастяжимой, массой блоков и трением в них пренебречь.

3. Земля, по современным геофизическим данным, состоит из трёх основных слоёв: коры (её толщина очень мала по сравнению с остальными слоями), мантии и ядра. При этом бо'льшая часть вещества Земли находится в жидком (расплавленном) состоянии. В Физической энциклопедии приводятся следующие графики зависимости плотности r земного вещества и ускорения свободного падения g от глубины H:
   
Оцените, то есть рассчитайте приближённо, давление в центре Земли (для такой оценки зависимости r(H) и g(H) можно разумным образом упростить). Попытайтесь объяснить также, почему до глубин порядка 3000 км ускорение свободного падения g возрастает.

4. Во всех точках кривой A, изображенной на рисунке, потенциал электрического поля, созданного неподвижными точечными зарядами q1 = 4 нКл и q2 = 1 нКл, равен j=900 В. Определите расстояние l между зарядами. Постоянная в законе Кулона k=9*109 Н*м2/Кл2.

5. Найти индуктивность цепи, изображенной на рисунке. Индуктивности всех катушек в схеме одинаковы и равны L, индуктивностями соединительных проводов и влиянием катушек друг на друга пренебречь.

1-й тур (19.02.2006)

7-й класс

На выполнение задания отводилось 3 астрономических часа.

1. Найдите примерную величину давления в центре Земли, считая, что средняя плотность вещества земного шара равна r=5000 кг/м3. Радиус Земли RЗ=6400 км. Ускорение свободного падения на поверхности Земли g=10 м/с2.

2. Школьники побывали в музее-имении Л.Н. Толстого "Ясная поляна" и возвращались в Рязань на автобусах, которые ехали со скоростью v1=70 км/ч. Пошел дождь, и водители снизили скорость до v2=60 км/ч. Когда дождь кончился, до Рязани оставалось проехать S=40 км. Автобусы поехали со скоростью v3=75 км/ч и въехали в Рязань точно в запланированное время. Сколько времени шел дождь? Чему равна средняя скорость автобуса? Для упрощения считайте, что автобусы в пути не останавливались.

3. Во льдах Арктики в центре небольшой плоской льдины площадью S=70 м2 сидит белый медведь массой m=700 кг. При этом надводная часть льдины выступает над поверхностью воды на высоту h=10 см. На какой глубине под водой находится нижняя поверхность льдины? Плотность воды rв=1000 кг/м3, плотность льда rл = 900 кг/м3.

4. Провода над железной дорогой, питающие током электропоезда, натягиваются с помощью системы, показанной на рисунке. Она крепится к столбу и состоит из тросов, блоков с изоляторами и стального груза квадратного сечения со стороной a = 20 см. Сила натяжения толстого троса, который идет от крайнего блока к держателю проводов, равна T=8 кН. Какова высота h стального груза? Плотность стали равна rс = 7800 кг/м3. Ускорение свободного падения g=10 м/с2.

8-й класс

На выполнение задания отводилось 3 астрономических часа.

1. Школьники побывали в селе Константиново, на родине Сергея Есенина, и возвращались к себе домой в Рязань на автобусах. Автобусы ехали со скоростью v1 = 70 км/ч. Пошёл дождь, и водители снизили скорость до v2=50 км/ч. Когда дождь кончился, автобусы вновь поехали с прежней скоростью и въехали в Рязань на 10 минут позже, чем было запланировано. Сколько времени шёл дождь?

2. В двухлитровую пластиковую бутыль через короткий шланг накачивается воздух до давления 2 атм. Шланг пережимается, и к нему присоединяется герметичный тонкостенный полиэтиленовый пакет большой ёмкости (больше 10 литров) без воздуха внутри. Бутыль вместе с пакетом кладут на одну чашку весов и уравновешивают гирями, которые помещают на другую чашку, а затем зажим ослабляется. Воздух из бутыли перетекает в пакет, и равновесие весов нарушается. Груз какой массы и на какую чашку весов нужно положить, чтобы равновесие весов восстановилось? Плотность воздуха равна 1,3 кг/м3, ускорение свободного падения считать равным 10 м/с2.

3. В калориметре находится m=100 г расплавленного металла галлия при температуре его плавления tпл=29,8 oC. Его начали медленно охлаждать, оберегая от внешних воздействий, и в результате температура понизилась до t=19,8 oC, а галлий остался жидким. Когда переохлажденный таким образом жидкий галлий размешали палочкой, он частично перешел в твердое состояние. Найдите массу отвердевшего галлия и установившуюся в калориметре температуру. Удельная теплота плавления галлия l=80 кДж/кг, удельная теплоемкость жидкого галлия c=410 Дж/(кг*oC). Теплоёмкостью калориметра и палочки пренебречь.

9-й класс

На выполнение задания отводилось 4 астрономических часа.

1. Цилиндр массой M поместили на рельсы, наклоненные под углом a к горизонту (вид сбоку показан на рисунке). Груз какой минимальной массы m нужно прикрепить к намотанной на цилиндр нити, чтобы он покатился вверх? Проскальзывание отсутствует.

2. Алюминиевая проволока диаметром d=2,5 мм, не слишком гнутая, покрыта льдом. Общий диаметр проволоки со льдом равен D=3,5 мм. Температура льда и проволоки t = 0 oС. По проволоке пустили ток силой I=15 А. За какое время лёд растает? Плотность льда rл=0,9 г/см3, а его удельная теплота плавления l=340 кДж/кг. Удельное сопротивление алюминия r=2,8*10-8 Ом*м.

3. Электрическая цепь состоит из трех резисторов с известными сопротивлениями R1=20 Ом, R2= 30 Ом, R4=60 Ом, одного резистора с неизвестным сопротивлением R3 и одного переменного резистора (см. рисунок). При измерении сопротивления RАВ между точками А и В этой электрической цепи выяснилось, что оно не зависит от сопротивления переменного резистора. Найдите величины сопротивлений неизвестного резистора R3 и всей цепи RАВ.

4. В секстанте, который позволяет определять угол j возвышения Солнца над горизонтом в полдень и, таким образом, широту местности, используются два плоских зеркала, от которых свет поочередно отражается и угол a между которыми регулируется. Изображение Солнца в этих зеркалах при измерениях с помощью секстанта необходимо совместить с линией горизонта, подбирая угол a. Найдите связь угла a с углом j и объясните, почему использование секстанта сильно упрощает задачу нахождения угла j, особенно при качке корабля.

10-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. Однажды летним утром кузнечик сидел на асфальте. Когда Солнце поднялось на угол j над горизонтом, он прыгнул в сторону Солнца с начальной скоростью v0 под углом a к горизонту. С какой скоростью движется по асфальту тень кузнечика спустя время t после прыжка?

2. На шарнирно закрепленной доске на расстоянии R от шарнира находится маленькая шайба. Доску, первоначально расположенную горизонтально, начали вращать вокруг шарнира в вертикальной плоскости с угловой скоростью w. При каком значении угла a наклона доски к горизонту шайба начнет скользить по доске? Коэффициент трения шайбы о доску m<1. Ускорение свободного падения равно g.

3. Два космических корабля с массами m1 и m2 летят с выключенными двигателями в поле тяготения звезды, масса которой M много больше их масс. Скорости кораблей на большом удалении от звезды были равны v1 и v2 соответственно. После пролета кораблей около звезды и их удаления на большое расстояние от нее векторы их скоростей изменили свое направление на 90o и остались такими же по величине. Первый корабль пролетел от звезды на минимальном расстоянии l1. На каком минимальном расстоянии от звезды l2 пролетел второй корабль?

4. В цилиндре под поршнем находится при нормальных условиях порция гелия в количестве n=2 моль. Ей сообщают количество теплоты Q=100 Дж, при этом температура гелия увеличивается на DT=10 К. Оцените изменение объема газа в этом процессе, считая его теплоемкость постоянной.

5. К идеальной батарейке с ЭДС U0=1,3 В подключена мостовая электрическая цепь, собранная из трех одинаковых вольтметров и двух одинаковых миллиамперметров, причем один из миллиамперметров включен в диагональ мостика. Известно, что показания миллиамперметров отличаются в 3 раза. Каким может быть отношение сопротивлений вольтметра и миллиамперметра? Считая, что сопротивление вольтметра больше сопротивления миллиамперметра, определите показания каждого из вольтметров.

11-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. По внутренней поверхности большого неподвижного обруча радиусом 2r без проскальзывания катится малый обруч радиусом r. Отрезок ОО', соединяющий центры обручей, движется с угловой скоростью w. К малому обручу в точке А прикреплен грузик. В некоторый момент времени обручи и грузик расположены так, как показано на рисунке. Чему равно в этот момент ускорение грузика?

2. На закрепленной наклонной плоскости, образующей угол a с горизонтом, удерживают легкий лист бумаги. На него положили большой деревянный брусок. С каким ускорением начал двигаться брусок, когда брусок и бумагу отпустили? Коэффициент трения между бруском и бумагой m1, между бумагой и наклонной плоскостью m2.

3. Закрепленная непроводящая тонкостенная однородная сфера радиусом R и массой M равномерно заряжена по поверхности зарядом Q. Из нее вырезают маленький кусочек массой M/10000, сжимают его в крошечный комочек (не меняя заряд) и помещают в центр сферы. Комочек отпускают. Чему будет равна его скорость на большом удалении от сферы? А в момент вылета из сферы? Сила тяжести отсутствует.

4. Найти сопротивление между клеммами A и B цепи, изображенной на рисунке и состоящей из бесконечного числа одинаковых резисторов с сопротивлением R.

5. Для обоснования формулы, связывающей массу и энергию, А. Эйнштейн предложил следующий мысленный эксперимент. Два тела с массами m1 и m2 находятся на концах легкой неподвижной тележки длиной L, которая может свободно перемещаться по горизонтальной поверхности без трения. Одно из тел испускает фотон с частотой w, который поглощается вторым телом. Чему будет равна скорость тележки после испускания фотона до его поглощения? А после поглощения фотона? На какое расстояние сместится тележка в рассматриваемом процессе? На какую величину Dm должна уменьшиться масса первого тела и увеличиться масса второго тела, чтобы центр масс системы после поглощения фотона остался на месте? Постоянная Планка равна h, скорость света c.


2-й тур (05.03.2006)

8-й класс

На выполнение задания отводилось 3 астрономических часа.

1. Ко дну сосуда при помощи шарнира прикреплена за конец тонкая однородная палочка длиной L. В сосуд медленно наливают воду и отмечают, какая часть длины палочки Lп оказывается под водой. График зависимости относительной части длины палочки Lп/L, находящейся под водой, от высоты h уровня жидкости над дном сосуда изображён на рисунке. Определите плотность материала палочки, если известна плотность воды rв.

2. В калориметре находился лёд массой mл=0,5 кг при температуре tл=-20 oC. Удельная теплоёмкость льда cл=2100 Дж/(кг*oC), а его удельная теплота плавления l=340 кДж/кг. В калориметр впустили пар массой mп=60 г при температуре tп=100 oC. Какая температура установится в калориметре? Удельная теплоёмкость воды cв = 4100 Дж/(кг*oC), удельная теплота парообразования воды r = 2,2*106 Дж/кг. Теплоёмкостью калориметра и потерями тепла пренебречь. Ответьте на тот же вопрос, если начальная масса льда равна mл1=0,3 кг.

3. Груз массой М прикреплён к подвижному блоку, подвешенному на нити, один из концов которой намотан на шкив радиусом r, а другой конец перекинут через соосный, скрепленный с первым шкив радиусом R и наматывается на вал, приводимый во вращение при помощи двигателя. Скорость горизонтального участка нити равна V. Найдите мощность, которая развивается двигателем при поднятии груза, считая, что нить не проскальзывает по шкивам.

9-й класс

На выполнение задания отводилось 4 астрономических часа.

1. Находясь на вершине ледяной горки, образующей угол a=30o с горизонтом, школьник бросил снежок под углом b = 70o к горизонту и в этот же момент начал спускаться без начальной скорости с этой горки на санках. Через некоторое время снежок попал в школьника. Найдите коэффициент трения между полозьями санок и льдом.

2. В системе, изображенной на рисунке, нить невесома и нерастяжима, блоки невесомы, трения нет. Массы грузов на концах нити равны m1 и m2, однородная доска массой m3 лежит на горизонтальном столе так, что вертикальные участки нити, переброшенной через закрепленные на доске блоки, проходят вдоль ее торцов. При каком условии доска при движении грузов будет оставаться в горизонтальном положении?

3. В два сообщающихся цилиндра налита вода. Один из цилиндров с площадью поперечного сечения S1 открыт, а другой закрыт сверху поршнем, к которому прикреплена пружина (см. рис.) Система находится в равновесии. Если точку подвеса пружины сместить вниз на расстояние a, то свободная поверхность воды в первом цилиндре поднимется на расстояние a1a, а поршень опустится на расстояние a2a (a1 и a2 - положительные коэффициенты). Чему равна площадь поперечного сечения S2 закрытого цилиндра? На какое расстояние b2 сместился бы поршень, если бы в открытый цилиндр долили объем V воды, не смещая точку подвеса пружины? Чему равна жесткость пружины k? Ускорение свободного падения равно g, плотность воды равна r.

4. В технической документации на калькулятор школьник прочитал: "Для нормальной работы калькулятора подаваемое на него напряжение должно быть в пределах от Umin=4,5 В до Umax=5,5 В; в зависимости от режима работы калькулятор потребляет ток от Imin=20 мА до Imax=50 мА". Не найдя батарейку с нужным напряжением, школьник решил включить данный калькулятор, используя имеющийся в школьной лаборатории аккумулятор с напряжением U0=12 В и малым внутренним сопротивлением и резисторы, включенные в электрическую цепь, схема которой изображена на рисунке. Сопротивление резистора R2=40 Ом. В каком интервале должно лежать сопротивление резистора R1, чтобы включенный таким образом калькулятор нормально функционировал?

10-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. В системе, изображенной на рисунке, массы всех трех грузов одинаковы и равны m. Нить, соединяющая грузы 1 и 2, невесома и нерастяжима; ее участки, не лежащие на блоках, вертикальны или горизонтальны; блоки невесомы, трения нет. Груз 3 движется по горизонтальной плоскости, не опрокидываясь. Найдите ускорения всех трех грузов. Ускорение свободного падения равно g.

2. На гладком горизонтальном столе находится тележка массой M=3 кг. На ее поверхность положили лист бумаги массой m0=5 г, а на него - груз массой m=1 кг. Коэффициент трения между бумагой и каждым из тел равен m=0,7. Лист бумаги начинают тянуть в горизонтальном направлении с силой F. Считая, что g=10 м/с2, определите значения F, при которых:
а) груз будет неподвижен относительно листа;
б) тележка будет неподвижна относительно листа.
Найдите ускорение листа для случаев F=3 Н и F=10 Н.

3. В невесомости внутри сферы радиусом R0 движется шарик, упруго соударяясь со стенками сферы. Скорость шарика v0, угол падения шарика на сферу, то есть угол между вектором его скорости и нормалью к сфере непосредственно перед соударениями, равен a0 (см. рис.). Сферу начали медленно равномерно сжимать до радиуса R1. С какой скоростью v1 будет двигаться шарик в конце процесса сжатия? Чему при этом будет равен угол a1 падения шарика на сферу?

4. Идеальный одноатомный газ (количество вещества n) участвует в циклическом процессе, состоящем из двух изотерм и двух изохор. При изохорическом нагревании газ получает количество теплоты Q1, а при изотермическом расширении - количество теплоты Q2. Минимальная температура газа в данном циклическом процессе равна Tmin. Найдите:
а) максимальную температуру газа;
б) количества теплоты, отданные газом при изохорическом охлаждении и изотермическом сжатии;
в) работу, совершенную газом на каждой из стадий процесса;
г) КПД теплового двигателя, работающего по рассматриваемому циклу.

5. Двенадцать резисторов спаяны в виде прямоугольного параллелепипеда таким образом, что сопротивления каждых четырех параллельных ребер одинаковы и равны, соответственно, R1, R2 и R3 (см. рисунок). Найдите сопротивление этой электрической цепи между точками, лежащими на пространственной диагонали параллелепипеда.

11-й класс

На выполнение задания отводилось 5 астрономических часов.

1. В системе, изображенной на рисунке, цилиндрический груз массой m1 движется внутри цилиндрического канала чуть большего диаметра, просверленного внутри тела массой m2. Нить, соединяющая грузы m1 и m3, невесома и нерастяжима, блоки невесомы, трения нет. Чему равно ускорение груза массой m1? Ускорение свободного падения равно g, участок нити между блоками горизонтален.

2. Развивая молекулярно-кинетическую теорию, Й. Лошмидт в 1865 г. предложил первый способ оценки размера и массы молекулы. Он использовал известные в его время данные о длине свободного пробега - расстоянии, которое пролетает молекула газа в промежутке между столкновениями (оно выражается через определяемые из опыта коэффициенты вязкости и теплопроводности). Вслед за Лошмидтом получите формулы для оценки по порядку величины размера молекулы r0 и ее массы m0 по известным данным - длине свободного пробега l и плотностям вещества rг и rж в газообразном и жидком состояниях. Получите ответ в общем виде и для числовых значений l=10-7 м, rж=103 кг/м3, rг=1 кг/м3.

3. Два одинаковых неидеальных диода с вольтамперной характеристикой, приведенной на графике, включены вместе с конденсатором, двумя резисторами, идеальной батарейкой и ключом в электрическую цепь, изображенную на рисунке. Сопротивления резисторов R=16 Ом, r=4 Ом, ЭДС батарейки E=4 В, электрическая емкость конденсатора C=100 мкФ, параметры вольтамперной характеристики диода: U0=1 В, I0=50 мА.
а) Ключ в цепи замкнули. До какого напряжения зарядится конденсатор?
б) После зарядки конденсатора ключ разомкнули. Какое количество теплоты выделится при разрядке конденсатора на резисторе R? А на каждом из диодов?

4. Электрическая цепь состоит из катушек с индуктивностями L1 и L2 и конденсатора емкостью C, включенных параллельно. В начальный момент времени токи через катушки текут в одну сторону и равны I10 и I20, а конденсатор не заряжен (см. рисунок). Найдите частоту w возникающих в системе гармонических колебаний и зависимости от времени токов через катушки I1(t), I2(t) и заряда на конденсаторе Q(t). Сопротивлением катушек пренебречь.

5. В воду (показатель преломления nв) частично погружена тонкая стеклянная плосковыпуклая линза, причем ее плоская сторона горизонтальна и находится под водой, а толщина линзы равна H (см. рисунок). На эту систему вертикально падает параллельный пучок света. На глубинах l и L>l в воде возникают два одинаково ярких изображения. Каковы радиус R выпуклой поверхности линзы, показатель преломления n материала линзы и глубина h ее погружения в воду? Отражением света от воды и от линзы, а также поглощением света пренебречь.


3-й тур (11.03.2006)

На выполнение каждого из двух экспериментальных заданий в каждом классе отводилось по 2 астрономических часа.

Экспериментальный тур проводится в соответствии с традициями Московской физической олимпиады, а также в целях отбора и подготовки московских школьников для участия во Всероссийской олимпиаде по физике; результаты этого тура начиная с 2004 года при подведении итогов Московской физической олимпиады не учитываются.

9-й класс

9.1. Измерение удельной теплоёмкости

Оборудование: термометр, стаканчики, миллиметровая бумага, штатив, нитка, горячая и холодная вода - по требованию, часы (можно использовать наручные часы).

Задание: измерить удельные теплоёмкости груза и пятака.

9.2. Измерение сопротивления резистора в "Чёрном Ящике"

Оборудование: В "Чёрном Ящике" (вообще то он не очень чёрный, так называют объект, который нужно исследовать без нарушения его целостности) находится ровно два элемента - маленькая лампочка и резистор. Есть ещё одна такая же лампочка, резистор 75 Ом, миллиамперметр, вольтметр, потенциометр (реостат с тремя выводами) сопротивлением 10 Ом, батарейка, провода.

Задание: определить экспериментально сопротивление резистора внутри Ящика. Определить схему Ящика (параллельно в нём элементы подключены, или последовательно).

10-й класс

10.1. Исследование магнита

Оборудование: магнит - 1 шт., металлические уголки - 5 шт. (заглушки гнёзд в материнском блоке компьютеров), динамометр - 1 шт., прочный капроновый шпагат - 1,5 м, липкая бумага, миллиметровая бумага, плотная бумага, её "плотность" (масса одного квадратного метра) 160 г/м2 - 1 лист формата А4, две палочки со срезанными ватными тампонами, мерная лента.

Задание: найти зависимость от расстояния силы притяжения магнита и отогнутой под прямым углом части железного уголка (она располагается параллельно большой грани магнита). Построить график этой зависимости.

10.2. Измерение сопротивления резистора в "Чёрном Ящике"

Оборудование: В "Чёрном Ящике" (вообще то он не очень чёрный, так называют объект, который нужно исследовать без нарушения его целостности) находится ровно два элемента - полупроводниковый диод и резистор. Есть ещё один точно такой же диод, резистор 75 Ом, (диод - крошечный полупрозрачный цилиндр с двумя выводами, резистор чуть побольше, он более полосат, чем диод :), универсальный измерительный прибор, потенциометр (реостат с тремя выводами) сопротивлением 470 Ом, батарейка в корпусе с выводами, провода.

Задание: определить экспериментально сопротивление резистора в "Чёрном Ящике", определить схему соединения элементов внутри Ящика (параллельно, или последовательно).

ВНИМАНИЕ: миллиамперметр и диод НЕЛЬЗЯ подключать прямо к батарейке - сгорят! Про диод знать ничего не нужно кроме того, что это нелинейный элемент и проводит ток только в одну сторону.

11-й класс

11.1. Измерение плотности

Оборудование: ареометр, нитка - 0.5 м, металлическая проволока в пластиковой изоляции - 2 кучка по 20 см, мензурка, вода, миллиметровая бумага.

Задание: измерить среднюю плотность (плотность - это масса, приходящаяся на единицу объёма) проволоки вместе с изоляцией. Считать, что вода имеет плотность 1000 кг/м3.

11.2. Исследование "Чёрного Ящика"

Оборудование: "Чёрный Ящик", содержащий ровно два элемента, которые не соединены друг с другом, две миниатюрные лампочки, потенциометр (реостат с тремя выводами) сопротивлением     кОм, генератор звуковой, провода.

Задание: определить экспериментально содержимое Ящика и измерить пераметры помещённых в него элементов.