Московская региональная олимпиада школьников по физике 2007/2008

Сборник всех заданий и решений в формате PDF: mfo2008.pdf (1,35 Мб, 60 страниц).

Окружной этап (02.02.2008)

11-й класс

usl_11_okr_08.pdf (179 кб)
(на выполнение задания отводилось 5 астрономических часов)

Городской (региональный) этап

1-й тур (10.02.2008)

КлассЗадание
(cсылка на файл PDF)
Размер файла PDF
(кб)
Время на выполнение работы
(астрономических часов)
7usl_07_1tur_08.pdf1593
8usl_08_1tur_08.pdf1533
9usl_09_1tur_08.pdf1764
10usl_10_1tur_08.pdf1795
11usl_11_1tur_08.pdf1655
Ответы 7-11otveti_1_tur.pdf108 

Результаты будут опубликованы по адресу http://genphys.phys.msu.ru/ol/ не позднее 14.02.2008. Показ работ и апелляция для участников, не прошедших по результатам проверки работ на второй тур состоится 15.02.2008 во второй половине дня на физическом факультете МГУ.

2-й тур (29.02.2008)

КлассЗадание
(cсылка на файл PDF)
Размер файла PDF
(кб)
Время на выполнение работы
(астрономических часов)
8usl_08_2tur_08.pdf4283
9usl_09_2tur_08.pdf1934
10usl_10_2tur_08.pdf2175
11usl_11_2tur_08.pdf1655
Ответы 8-11otveti_2_tur.pdf95 

3-й (экспериментальный) тур 15.03.2008

Проводится по традиции и в настоящее время не влияет на формальные результаты олимпиады.

В каждом классе (9, 10, 11) предлагалось по 2 задания (первая число номера задания - это номер класса), на выполнение каждого задания отводилось 2 часа.

9.1. Исследование полупроводникового диода.

Задание: снять вольт-амперную характеристику диода, определить напряжение, при котором ток через диод составляет 0,1 мкА.

Оборудование: диод неизвестного типа, батарейка 1,5 В с держателем, потенциометр 1 кОм, резисторы 1 кОм, 10 кОм, 39 кОм, мультиметр электронный.

Диод подключен к измерительной схеме при помощи зажимной панели (полярность подключения диода выбрана правильно!). Изменяя подаваемое на диод напряжение при помощи потенциометра, нужно определить зависимость тока через диод от приложенного напряжения в достаточно широком диапазоне токов. Проблема в том, что в Вашем распоряжении всего один измерительный прибор (универсальный многопредельный амперметр - вольтметр - омметр). Придумайте способ измерения нужных величин с использованием выданных резисторов (их сопротивления можно измерить тем же мультиметром с точностью не хуже 1%).

Справочные данные: в режиме измерения напряжений вольтметр имеет сопротивление 1 Мом (одинаковое на разных пределах, это значение можно считать точным). В режиме измерения токов "падение напряжения" при максимальном значении измеряемой величины составляет ровно 0,2 В. Сопротивление 1 кОм - это ровно 1000 Ом, 1 Мом - ровно 1 миллион Ом.

Пожалуйста, не подключайте прибор к батарейке напрямую в режиме измерения токов - прибор будет испорчен. Не подключайте диод напрямую к батарейке - последовательно с диодом должен быть подключен какой-нибудь из выданных Вам резисторов!

9.2. Измерение массы пластмассовой пружинки.

Задание: измерить массу пластмассовой пружинки.

Оборудование: пластмассовая пружинка, монета 1 рубль - её масса известна и составляет ровно 3,3 г, миллиметровая бумага, мерная лента, липкая лента - по мере необходимости.

Нужно придумать способ и провести измерения, используя выданное скудное оборудование. Постарайтесь получить результат с максимально возможной точностью.

10.1. Измерение емкости конденсатора.

Задание: измерить емкость электролитического конденсатора.

Оборудование: конденсатор большой емкости, подключенный к зажимному устройству (конденсатор полярный, его "минусовый" вывод подключен с краю), батарейка (приблизительно 4.5 В), мультиметр стрелочный, секундомер, резистор с известным сопротивлением 152 кОм, провода.

Нужно измерить с максимально возможной точностью емкость выданного конденсатора. Ток полного отклонения прибора в режиме измерения напряжений 50 мкА - его сопротивление в режиме измерения напряжений 20 кОм/В (1 кОм - ровно 1000 Ом, 1 мкА - миллионная часть Ампера). "Класс точности" прибора принять 1,5%.

10.2. Измерение атмосферного давления.

Задание: измерить атмосферное давление в помещении кафедры физики МИОО.

Оборудование: термометр, тонкая стеклянная трубка длиной 15 см с постоянным внутренним сечением, открытая с одного конца и соединенная со стеклянным шариком с другого конца, пластиковая гибкая трубка длиной 1 м с внутренним сечением, которое немного меньше внешнего сечения стеклянной трубки, пластиковая емкость для воды, мерная лента, горячая вода (по требованию), липкая лента - по мере необходимости

Нужно придумать способ и измерить давление воздуха в помещении с максимально возможной точностью.

Решение задачи: exp-10-2.doc (25 кб)

11.1. Исследование "черного ящика".

Задание: определить схему соединения элементов внутри "черного ящика", измерить параметры этих элементов.

Оборудование: "черный ящик", генератор низкой частоты, миллиамперметр переменного тока, резистор 1 кОм, провода.

В "ящике" содержатся два элемента - нужно определить тип этих элементов, схему их соединения, измерить с максимально высокой точностью их параметры. Миллиамперметр имеет два предела измерений - 5 и 50 мА, он хорошо работает на тех частотах, которые обеспечивает генератор, он содержит диодный выпрямитель, "падение напряжения" на миллиамперметре при максимальном отклонении стрелки прибора составляет примерно 0,6 В.

11.2. Исследование колебаний линейки, закрепленной одним концом.

Задание: исследовать колебания линейки, закрепленной одним концом.

Оборудование: пластиковая линейка длины 42 см (цвет - розовый, или оранжевый) - объект изучения, штатив с плоским чугунным основанием, струбцина, прокладка (брусок из алюминия), вторая линейка длины 40 см, тонкая и прочная капроновая нить с бусинкой массой m=0,34 г (сделана из камня с названием "кошачий глаз"), груз с крючком и с резиновым кольцом (кольцо предназначено для закрепления нити), динамометр школьный (пределы измерения до 4 Н).

П.1. Теоретическое задание: найти частоту колебаний бусинки, закрепленной на нити, которая растянута с силой T>>mg. Концы нити жестко закреплены. От концов нити до бусинки расстояния L1 и L2. Бусинка смещается в направлении, перпендикулярном равновесному положению нити, и отпускается.

П.2. Измерения. Штатив уложить "набок". Используя книги в качестве опоры, добиться вертикального расположения чугунного основания. Объект изучения (цветную пластиковую линейку) с помощью струбцины закрепить горизонтально между прокладкой и чугунным основанием так, чтобы свободной оказалась часть линейки длиной L (от 25 до 7 см). Измерить зависимость частоты колебаний линейки от длины её свободной части с помощью измерительной системы из нитки, бусинки, груза.

Решение задачи: exp-11-2.doc (23 кб)