Московский Центр непрерывного математического образования

Первый многопредметный Турнир для школьников

по математике, математическим играм, физике, астрономии и наукам о Земле, химии, биологии, истории, лингвистике, литературе

18 октября 2015 года — индивидуальное участие в заочной и очной форме.
С 19 октября по 20 ноября 2015 года — командное и индивидуальное участие в заочной форме.

Критерии выставления оценок и расшифровка обозначений оценок в таблице результатов проверки

Таблица результатов проверки | Задания, ответы и решения


Математика | Математические игры | Физика | Химия | История | Биология | Лингвистика | Астрономия и науки о Земле | Литература


Математика

Было предложено 8 заданий (M1–M8). Решение каждого задания оценивалось одной из следующих оценок.

 +!  Верное очень хорошее решение).
 +  Верное решение).
 +.  Верное решение с незначительными недочётами).
 ±  В целом верное решение с существенными недочётами или ошибками).
 +/2  Решение примерно наполовину).
 ∓  Решение неверно, но есть существенные продвижения в верном направлении).
 −.  Решение неверно, есть разумные соображения).
 −  Решение неверно).
 0  Решение не было сдано участником.

Все оценки перечислены по порядку через пробел.

Критерии проверки задания M1

1.  ∓  Правильный ответ «10» вообще без пояснений или в случае, когда из пояснений совсем непонятно, как этот ответ был получен.

2.  ±  Правильный ответ «10» с математически неаккуратными пояснениями способа получения этого ответа.

3.  ∓  Неверный ответ, получившийся в результате арифметической ошибки в верной последовательности действий.

Критерии проверки задания M2

1.  −  Задача решена без учёта всех требований условия (фигура является прямоугольником или квадратом; фигуру нельзя нарисовать по клеточкам; разбиение на равные части нельзя нарисовать по клеточкам; количество частей не равно 3 и 4; части не равные).

2.  ±  На рисунке в одном из мест допущена «описка», исправление которой не вызывает сомнений (например, по рисунку с другим разбиением).

3.  ±  Рисунок с использованием половинок клеточек (если клеточки измельчить в 2 раза, то всё станет правильно).

4.  ∓  Разбиение на один тип фигур приведено, а на другой — нет (или приведено с ошибкой). При этом недостающее правильное разбиение существует.

5.  −.  Неверный пример, преобразование которого в верный возможно лишь достаточно нетривиальным способом (например, замена наклонных линий на «лесенку» с подбором соответствующего шага сетки).

Критерии проверки задания M3

1.  (±)  В целом верное объяснение с недостатками (например, сказано, что если Коля лжёт, то тогда не сойдётся общее количество бубликов, но не объяснено почему не сойдётся; или, например, сказано, что если Коля лжёт, то тогда у Оли, Кати и Толи должно быть больше 1 бублика (на самом деле у Толи мог быть, например, ноль)).

2.  (∓)  Только верный ответ, но не указано, почему нет других верных ответов.

3.  (−)  Только неверный ответ.

4.  (∓)  Объяснено, почему Толя и Катя оба говорят правду, и нет дальнейших продвижений.

5.  (∓)  Предполагается, что если Толя прав, то и Оля права и исходя из этого предположения участник турнира либо приходит к противоречию, либо к варианту, в котором на самом деле правду сказали все (при этом явно не говорит что оба должны лгать или говорить правду, а просто перебирает случаи).

Критерии проверки задания M4

1.  ∓  Только доказательство KN=NL.

2.  +/2  Только доказательство NG=GL.

3.  +/2  Рассуждение, которое отличается от верного доказательства только наличием арифметических ошибок.

Критерии проверки задания M5

1.  +  Верный пример. (Подсчитывать суммы или как-то ещё проверять верность примера не требуется).

2.  ∓  Записаны верные алгебраические соотношения для сумм арифметических прогрессий, но решение не доведено до конца.

3.  −.  «Решение», в котором 0 считается натуральным числом (любая последовательность с нулём в начале и такая же последовательность без этого нуля).

Критерии проверки задания M6

1.

2.

Критерии проверки задания M7

1.  ∓  Выписаны верные алгебраические соотношения, при дальнейшем преобразовании которых допущена арифметическая ошибка, из-за чего не получено верного доказательства.

Критерии проверки задания M8

1.  ∓  Только оценка.

2.  +/2  Только верный алгоритм сортировки.

3.  ∓  Только верная идея алгоритма сортировки, не доведённая до конца (или сведённая к неверному результату).

Математические игры

Было предложено 3 задания (G1–G3). Каждое задание состоит из нескольких пунктов. Решение каждого пункта каждого задания оценивалось одной из следующих оценок.

 +!  Верное очень хорошее решение).
 +  Верное решение).
 +.  Верное решение с незначительными недочётами).
 ±  В целом верное решение с существенными недочётами или ошибками).
 +/2  Решение примерно наполовину).
 ∓  Решение неверно, но есть существенные продвижения в верном направлении).
 −.  Решение неверно, есть разумные соображения).
 −  Решение неверно).
 0  Решение не было сдано участником.

Оценки перечислены в следующем порядке:
(G1а G1б G1в G1г G1д) (G2а G2б G2в G2г) (G3а G3б G3в G3г G3д)

Физика

Было предложено 10 заданий (F1–F10). Решение каждого задания оценивалось одной из следующих оценок.

 +!  Верное очень хорошее решение).
 +  Верное решение).
 +.  Верное решение с незначительными недочётами).
 ±  В целом верное решение с существенными недочётами или ошибками).
 +/2  Решение примерно наполовину).
 ∓  Решение неверно, но есть существенные продвижения в верном направлении).
 −.  Решение неверно, есть разумные соображения).
 −  Решение неверно).
 0  Решение не было сдано участником.

Все оценки перечислены по порядку через пробел.

Критерии проверки задания F1

Перечислены разумные соображения, которые могут встретиться в решении. За каждое такое соображение ставится оценка не хуже «+/2» (если всё объяснено верно и логично, то даже за один пункт критериев можно поставить и более высокую оценку: «+» или «±»). Сразу несколько отмеченных пунктов почти наверняка означают, что задача решена правильно (оценки «+» или «±»).

1. Скорость восприятия зрительной информации (24 кадра в секунду), инерционность зрения.

2. Оптические иллюзии. Анализ совпадений наблюдаемых образов.

3. Наблюдение повторяющихся событий («толпа» капель).

4. Наблюдение движения как-либо выделяющихся структур, состоящих из большого количества капель.

5. Домысливание наблюдаемой картины (о том, что капли падают вниз, мы и так знаем заранее, и, когда смотрим на дождь, учитываем эту информацию).

6. Возможность определить направление по мерцанию капель на солнце, бликам и подобным оптическим явлениям.

Критерии проверки задания F2

1.  +  Все условия задачи выполнены. Предложенный способ позволяет собрать насекомых для фотографирования. Воздействие на насекомых не отличается или почти не отличается от естественного для них в природной среде.

2.  ±  Для отлова применён способ, воздействующий на насекомых достаточно мягко, но всё же достаточно заметно (по сравнению с обычными природными факторами) и влияющий на их поведение.

3.  +/2  Грубое влияние на поведение насекомых (например, ферромонные ловушки).

4.  −  Грубое физическое обращение с насекомыми, что прямо не соответствует условию задачи.

5.  +/2  Предложена верная идея без указания, как её осуществить на практике.

Критерии проверки задания F3

1.  +  Любой разумный метод подсчёта метеоров, дающий правильный порядок.

2.  +/2  Разумная идея, расчёт не выполнен.

3.  +/2  В целом разумная идея, но дающая ошибку в порядке. (Не считается ошибкой завышение результата, если в решении предполагается, что Вася видит не все метеоры в своём поле зрения, и делается поправка на количество ненаблюдаемых метеоров.)

4.  ±  Арифметическая ошибка, существенно повлиявшая на результат. (Ошибкой не считаются округленимя в процессе вычисления.)

5.  −  120*24 без каких-либо дополнительных соображений.

Критерии проверки задания F4

1.  (+)  Правильный ответ с указанием на различие в площади поверхности воды. (Подробный расчёт не требуется.)

2.  (+/2)  Только правильный ответ («уровень будет выше в пробирке, расположенной вертикально.»).

Критерии проверки задания F5

1.  +  Способ, предложенный в официальном решении или любой другой способ, дающий сравнимые по качеству результаты.

Остальные способы оцениваются по усмотрению проверяющего в зависимости от того, насколько они соответствуют условию задачи.

Критерии проверки задания F6

1.  +  Любой пример, удовлетворяющий условию задачи.

2.  +/2  Разумная идея построения примера без конкретной реализации.

Критерии проверки задания F7

1.  +  Верное решение.

2.  ±  Верное решение с арифметической ошибкой.

3.  +/2  Идея «если всё время удаление, значит относительная скорость никогда не будет равна 0».

4.  +/2  Верная запись условия в алгебраической форме, но угол (или тригонометрическая функция угла) из этого условия явно не выражен.

5.  +/2  Только рассмотрение движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Критерии проверки задания F8

1.  +/2  Построена правильная оптическая схема, но ответ на вопрос задачи не получен.

2.  ∓  Выписана формула для закона преломления.

Критерии проверки задания F9

1.  +/2  Идея построения фазовой диаграммы или аналогичной конструкции, не доведённая до решения.

2.  ∓  Рассмотрение сил взаимодействия в системе зарядов.

Критерии проверки задания F10

1.  +/2  Теоретически разумный, но технически неэффективный метод, не позволяющий существенно улучшить результат по сравнению с применением одиночного лазерного луча. Например, скрещенные лазерные лучи, перемещение лазера с большой скоростью и т. п.

Химия

Было предложено 9 заданий (H1–H9). Каждое задание оценивается в баллах по отдельным пунктам критериев, баллы суммируются. В таблице результатов по каждому заданию указана сумма баллов.

Критерии проверки задания H1

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1а) Ответ: 182
2б) Ответ: 72
3в) Ответ: 7,8286·10244

Критерии проверки задания H2

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
12Мg + O2 = 2MgO1
24Al + 3O2 = 2Al2O31
3Количество вещества магния 0,2 моль. Значит кислорода 0,1 моль. Значит алюминия 1,33 моль или примерно 36 г.
Расчёт и верный ответ — 6 баллов, за арифметические ошибки, но верную идею вычисления — 3 балла. За грубые приближения оценка не снижается.
6

Критерии проверки задания H3

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1Na+:   118 + 24,9 = 142,9 ммоль/л2
2Cl:   118 + 4,7 + 2,5 · 2= 127,7 ммоль/л2
3В физрастворе натрия и хлора по 153,8 ммоль/л2
4Na+:   100(153,8−142,9)/142,9 > 0,52
5Cl:   100(153,8−127,7)/127,7 > 0,52

Критерии проверки задания H4

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1FeCl2 + K2S = FeS + 2KCl1
2CuCl2 + K2S = CuS + 2KCl1
3Верный расчёт и ответ.
За арифметические ошибки оценка снижается до 4 баллов.
За использование очень грубых приближений оценка снижается до 6 баллов.
8

Критерии проверки задания H5

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1Расчёт: M(минерал) = 214 г/моль3
2Расчёт: минерал содержит SO22− (сульфат-анион)8
3Расчёт: минерал содержит 3 молекулы кристаллизационной воды на один атом меди5

Критерии проверки задания H6

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1Полное решение.
Если участник нашёл медь и доказал это расчётом (не обязательно строгое решение), то ставится 7 баллов.
10

Критерии проверки задания H7

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1А — кислород2
2Б — углерод2
3В — водород2
4Г — железо2
5Д — хлор2
6Уравнения реакций2

Критерии проверки задания H8

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1А — уксусная кислота2
2Б — ацетат натрия2
3В — метан2
4Г — хлорметан2
5Д — метанол2
6Е — бензол2
7Ж — бензойная кислота2
8Уравнение реакции между веществами Д и Ж:
С6Н5СООН + СН3ОН = С6Н5СООСН3 + Н2О
2

Критерии проверки задания H9

№ п/пФормулировка критерия.Максимум баллов.
1CH3–C(CH3)=CH–CH2–CH=CH–CH2–CH=CH–C(CH3)=CH22
2CH3–C(CH3)=CH–CH2–CH=CH–CH2–CH=C(CH3)–CH=CH22
3CH3–C(CH3)=CH–CH2–CH=CH–C(CH3)=CH–CH2–CH=CH22
4CH3–C(CH3)=CH–CH2–CH=C(CH3)–CH=CH–CH2–CH=CH22
5CH3–C(CH3)=CH–C(CH3)=CH–CH2–CH=CH–CH2–CH=CH22
6CH3–C(CH3)=C(CH3)–CH=CH–CH2–CH=CH–CH2–CH=CH22
7За указание наличия цис/транс форм к оценке за задачу прибавляется ещё 2 балла.2

История

Было предложено 10 заданий (I1–I10).

Задания I1–I8 — вопросы, предполагающие развёрнутый ответ. Решение каждого такого задания оценивалось одной из следующих оценок.

 +!  Верное очень хорошее решение).
 +  Верное решение).
 +.  Верное решение с незначительными недочётами).
 ±  В целом верное решение с существенными недочётами или ошибками).
 +/2  Решение примерно наполовину).
 ∓  Решение неверно, но есть существенные продвижения в верном направлении).
 −.  Решение неверно, есть разумные соображения).
 −  Решение неверно).
 0  Решение не было сдано участником.

В заданиях I9 и I10 требовалось найти и указать исторические ошибки в предложенных текстах. В качестве оценок за эти задания указано количество найденных ошибок.

Все оценки перечислены по порядку через пробел.

Критерии проверки задания I1

1.  +  Правильный ответ — ласка.

Критерии проверки задания I2

1.  (+)  Иван III — Василий III — Иван IV — Дмитрий — Иван — Фёдор — Дмитрий.

2.  (+)  Иван III и его потомки.

3.  (+)  Иван III.

Критерии проверки задания I3

1.  +  Любая краткая последовательность знакомых между собой современников Василия III и Сандро Боттичелли.

Критерии проверки задания I4

1.  +  Любая краткая последовательность знакомых между собой современников Марии Темрюковны и королевы Марго.

Критерии проверки задания I5

1.  +  Достаточным ответом признаётся, что это города, где найдены берестяные грамоты. (Дополнения приветствуются, но не меняют сути.)

Критерии проверки задания I6

1.  +  Битва на реке Калке (1223).

2.  +  Куликовская битва (с указанием списка князей-тёзок: например, Дмитрии).

Критерии проверки задания I7

1.  +  Верный ответ — слюда или мусковит (достаточно любого одного названия).

Критерии проверки задания I8

1.  +  Фамилия Верди рассматривалась как акроним лозунга Vittorio Emanuele, Re D‘Italia (Виктор Эммануил, король Италии).

2.  +  Достаточно подробно объяснены причины, заставившие итальянцев писать имя композитора на стенах (без расшифровки акронима).

Критерии проверки задания I9

Подсчитывается количество верно найденных и указанных исторических ошибок в тексте.

 1.  Вознесение никогда не приходится на воскресенье, т. к. происходит на сороковой день после Пасхи (а она в Воскресенье).

 2.  Королевство Великобритания появилось только в 1707 году.

 3.  Столицей Кастилии в начале 13 века был город Толедо. Мадрид же — столица Испании с 1561 года.

 4.  Бланка Кастильская вышла замуж за Людовика ещё в 1202 году.

 5.  Гуго де Лузиньян не рассматривался в качестве жениха.

 6.  На грани гибели в описываемое время находилась не Франция, а Англия.

 7.  Гуго IX Лузиньян действительно помогал Алиеноре выкупить Ричарда, но потом он захватил её в плен и отдал лишь в обмен на графство Марш.

 8.  Манчестер в начале 13 века был незначительным городком.

 9.  Изумрудным островом называют Ирландию, а не Великобританию.

 10.  Ричард Львиное Сердце запомнился в Англии в первую очередь тем, что неутомимо выкачивал деньги на свои бесконечные военные кампании.

 11.  Алькальд — административная и судебная должность в пиренейских государствах, но никак не в Англии.

 12.  Гинеи впервые были начеканены в 1663 году.

 13.  Иннокентия III называют самым могущественным папой в истории.

 14.  При Иннокентии III Папская область достигла максимального расширения в истории.

 15.  Во времена Остготского королевства светской власти у Римских пап не было.

 16.  В 1203 году Восточная Римская империя не была способна на подобные авантюры.

 17.  Архиепископ Кентерберийский Томас Беккет и Генрих II очень сильно конфликтовали. Конфликт закончился убийством Томаса Беккета группой рыцарей.

 18.  Ричард неоднократно бунтовал против отца.

 19.  Генрих II держал Алиенору в заключении в течение 16 лет. Вряд ли она скучала по ушедшему супругу.

 20.  За военные неудачи Джона называли «Мягкий меч».

 21.  В 1202 году Артур осадил свою бабушку в замке Мирбо.

 22.  В 1203 году Артур был убит.

(Также учитываются верно указанные ошибки, не упомянутые в списке явно.)

Критерии проверки задания I10

Подсчитывается количество верно найденных и указанных исторических ошибок в тексте.

 1.  Боэдромион не весенний месяц, а осенний.

 2.  Древние греки не сидели за столом, а полулежали.

 3.  В древнегреческом обществе женщины не выходили на мужскую половину дома при посторонних.

 4.  Пифос — глиняный сосуд очень большого размера. Мог быть больше человеческого роста.

 5.  Навуходоносор II правил не Персией, а Нововавилонским царством.

 6.  Писатель и полководец Ксенофонт, автор «Анабасиса» родился только через четыре года после описываемого пира. К тому же поход десяти тысяч греков не был завоевательным, а скорее являлся эвакуацией наёмнического войска из Междуречья после гибели Кира Младшего.

 7.  Греки не занимались пропагандой своей религии.

 8.  После греко-персидских войн был создан Делосский Союз (симмахия), а не Родосский.

 9.  Нумидия — римское название северо-западной части Африки. Греки скорее бы назвали эти земли Ливией.

 10.  Пельтасты — лёгкая пехота, вооружённая дротиками и короткими мечами. Основой же греческого войска в V в. до н. э. были тяжеловооружённые гоплиты.

 11.  Кимвры и тевтоны впервые упоминаются во II в. до н. э.

 12.  Оловянные острова, упоминаемые Геродотом, были разведаны финикийцами, греки их не посещали и тем более ими не владели.

 13.  Ганнон — карфагенянин, а не грек.

 14.  По мнению многих историков распространение грецкого ореха в Средиземноморье началось в период эллинизма (то есть, через 150 лет после описанных событий).

 15.  В Древней Греции не было деления на зимние и летние олимпиады.

 16.  Олимпийские игры были посвящены Зевсу, а не Посейдону.

 17.  Стрельба из лука не была олимпийской дисциплиной.

 18.  Фортуна — римская богиня. Ей соответствует греческая Тюхе (Тихея).

 19.  Плавт был римлянином и жил III–II вв. до н. э.

 20.  «Царь Эдип» — не комедия, а трагедия. И написал её не Плавт, а Софокл.

 21.  Под именем Туле Пифей описал либо Гренландию, либо Исландию.

 22.  Мыс Бохадор на территории Западной Сахары грекам V в. до н. э. не был известен.

 23.  Верцингеториг жил в I в. до н. э.

 24.  Аристофан в середине V в. до н. э. ещё не родился.

 25.  Дионис, а не Аполлон покровительствует вину и пиршествам.

 26.  Трик-трак — вариант игры в нарды, в Древней Греции известен не был.

 27.  В древнегреческих домах окна выходили во внутренний двор, а не на улицу.

 28.  Тога — римская одежда, а не греческая.

 29.  В середине V в. до н. э. Платон ещё не родился.

(Также учитываются верно указанные ошибки, не упомянутые в списке явно.)

Биология

Было предложено 7 заданий (B1–B7). При проверке каждого задания отмечалось, каким пунктам критериев проверки соответствует этот ответ. В таблице результатов для каждого задания в скобках перечислены номера пунктов критериев проверки, соответствующие ответу участника на это задание. (Задания, которым не соответствует ни один из пунктов критериев, не указаны. Случай, когда ни одному ответу не соответствует ни один пункт критериев, обозначается в таблице знаком «-».)

Критерии проверки задания B1

 1.  Понижение температуры вызывает пожелтение/покраснение т. д.

 2.  Старые листья.

 3.  На солнце листья краснеют раньше.

 4.  На свету вырабатывается хлорофилл, поэтому на свету листья зеленее, а в тени желтеют раньше (расположение деревьев относительно крупных отбрасывающих тень объектов — хлорофилл образуется только на свету, и при резком сокращении светового дня начинает распадаться, тогда как стоящее рядом дерево, не попадающее в тень, будет всё ещё зеленым).

 5.  Ветер создаёт холод — на ветренных местах пожелтеют и опадут раньше.

 6.  Старение листа зависит от углеводного его обмена.

 7.  На свету хлорофилл быстрее разрушается.

 8.  Зависит от скорости перехода хлоропластов в хромопласты.

 9.  В разных листьях может быть разное количество хлорофилла, поэтому когда осенью хлорофилл разрушается, каротиноиды становятся видны в разных листьях в разное время.

 10.  Там, где дерево сильнее освещено, вырабатываются антоцианы, защищающие от избыточного освещения.

 11.  Хлорофилл быстрее разрушается, если поступает меньше воды.

 12.  При повреждениях листа рядом с этим местом вырабатываются антоцианы.

 13.  Cостав почвы (локальные отличия в почве, влияющие на устойчивость конкретной особи к холоду).

 14.  Болезни влияют на концентрацию хлорофилла (деревья могут быть избирательно поражены заболеваниями).

 15.  Наличие аллеля холодоустойчивого фермента.

 16.  Загрязнение окружающей среды. Например, промышленные газы (озон, сернистый газ), выхлопные газы автомобилей или даже радиоактивные загрязнения могут влиять на лиственный покров дерева, растущего в определенной зоне (загрязнённой).

 17.  Факторы, влияющие на фотосинтез, будут влиять на концентрацию хлорофилла.

 18.  Параметры растения могут меняться с возрастом (например, размер) — растения разного возраста могут по-разному реагировать на одинаковые параметры окружающей среды.

 19.  Различные концентрации кислорода и углекислого газа, влияющие на фотосинтез (например, дерево, растущее рядом с автотрассой, и дерево, растущее в стороне от дороги).

 20.  На дереве могут висеть промёрзшие зелёные листья, которые до холодов не успели поменять зелёную окраску по какой-либо причине.

 21.  У каждого растения своя корневая систиема со своей способностью снабжать растение питательными веществами. Особенности строения корневой системы могут быть обусловлены возрастом растения и предшествующей историей его развития в данном месте произрастания.

 22.  Растения могут отличаться количеством питательных веществ, накопленных за лето. Чем больше запас, тем устойчевее будет растение и дольше сохранит зелёные листья.

 23.  Дерево может поменять цвет листвы, если ему не хватает питательных веществ и/или ухудшились условия внешней среды. Это может произойти по самым разным причинам, не обязательно связанным с временем года.

Критерии проверки задания B2

 1.  Общий перечень разных белков без уточнения (ферменты, строительные белки…) — можно сделать вывод об обмене веществ, внешнем виде.

 2.  По белкам можно определить рацион питания.

 3.  По белкам можно определить примерное потребление кислорода.

 4.  Белки-рецепторы.

 5.  По фоторецепторам можно сделать вывод об освещённости места обитания.

 6.  Фермент карбоангидраза (обратимая гидратация CO2).

 7.  Моторные белки — позволяют составить представление о движении организма.

 8.  Коллаген, кератин, эластин и др. структурные белки.

 9.  Защитные белки — можно узнать об инфекциях и токсинах того времени.

 10.  Запасные белки.

 11.  Транспортные белки мембраны.

 12.  Белки, которые организм выделял наружу.

 13.  Флуоресцирующие белки.

 14.  Белки рибосомы.

 15.  БТШ (белки теплового шока).

 16.  Гистоны.

 17.  По коллагену можно определить некоторые заболевания: при цинге нарушается синтез коллагена.

 18.  Белки, связанные с пищеварением — можно определить, травоядное или хищник.

 19.  Эффективнеость функционирования белков зависит от температуры. Экспериментально определив температурный интервал наиболее эффективного функционирования белка, можно сделать выводы о предполагаемой температуре живого организма и температурек среды его обитания.

Критерии проверки задания B3

 1.  Сокращение/расширение клеток кожи.

 2.  Преломление и интерференция света.

 3.  Белый — воздух.

 4.  Чёрный зрачок — свет наружу не выходит.

 5.  Изменение окраски — выцветание пигмента.

 6.  Рассеяние за счёт содержания кристаллов гуанина в гуанофорах — серебристая окраска у рыб.

 7.  Могут измазаться в грязи.

 8.  Симбиотические светящиеся бактерии у глубоководных рачков.

 9.  Изменение окраски при изменении pH.

 10.  Фотохромизм (тенебресценция) — обратимое изменения окраски вещества под действием видимого света, ультрафиолета. (Воздействие света вызывает в фотохромном веществе атомарные перестройки, изменение заселённости электронных уровней.)

Критерии проверки задания B4

 1.  Подземная часть может заменить наземную, если с ней что-то случается.

 2.  Луковицы многолетних растений реагируют на свет.

 3.  Обнажившиеся корни реагируют на свет и не растут к нему.

 4.  Орхидеи — подземные органы тоже с хлорофиллом.

 5.  От света уходят боковые почки подземных побегов.

 6.  Фитохромы в корнях.

 7.  Прорастание семян.

 8.  Пневматофоры растут вверх из-за недостатка кислорода.

 9.  Позеленение клубня картофеля из-за света вызывает выработку соланина, что защитит его при размножении от патогенов и вредителей.

 10.  Свет к корням попадает по клеткам стебля как по световодам.

 11.  Изменение направления роста при фототропизме — из-за гормона.

 12.  Луковичные реагируют на изменение длины светового дня.

 13.  Прорастание и развитие из подземных частей растения новых наземных частей.

 14.  Пояснение, почему плохо, когда корни растения оказываются над землёй (в частности, испарение воды из этих корней).

 15.  Одно из типичных внешних проявлений — позеленение освещённого участка подземной части растения в результате выработки хлорофилла.

Критерии проверки задания B5

 1.  Захват пищи (например, пищевая вакуоль амёбы, клеточный рот инфузории).

 2.  Эритроциты (увеличение поворхности для газообмена).

 3.  Стрекательные клетки: вогнутостью является стрекательная капсула, в которой в состоянии покоя находится стрекательная нить.

 4.  Капсула Шумлянского-Боумена — в её вогнутости располагаются тончайшие капилляры, которые под давлением образуют первичную мочу, которая попадает через стенки капсулы в извитой каналец.

 5.  При плазмолизе.

 6.  Из-за патологии (например, серповидноклеточная анемия).

 7.  Стоматоциты (эритроциты, вогнутые с одной стороны и выпуклые с другой).

 8.  Устьица.

 9.  Микроорганизмы, имеющие изогнутую форму (вибрионы и т. п.).

 10.  Нейроны (углубления между отростками, необходимыми для передачи нервных импульсов).

 11.  Клетки мышечной ткани (кардиомиоциты и др.) — геометрическая форма, позволяющая выполнять сокращения.

 12.  Гепатоциты — клетки неправильной многоугольной формы.

 13.  Менингококк (клетки располагаются попарно, обращены друг к другу вогнутыми участками своей поверхности).

Критерии проверки задания B6

 1.  Устойчивость к ядам.

 2.  Переход в неактивное состояние — споры.

 3.  Меньший период развития.

 4.  Увеличение числа способов распространения.

 5.  Увеличение интенсивности размножения.

 6.  Вирус впрыскивается, капсид снаружи (в реальности так происходит с бактериями).

 7.  Патоген выводит из строя защитные механизмы растительной клетки — в результате клетка не признаёт микроорганизм как инородное тело.

 8.  Репликация нуклеиновой кислоты в клетке растения — встраивание в геном клетки-хозяина.

 9.  Нарушение обмена веществ и физиологических функций организма растения.

 10.  Ферменты патогена разрушают кутикулу, клеточную оболочку, обеспечивая проникновение патогена в клетки растения.

 11.  Токсины — вредные продукты жизнедеятельности патогена, ведут к повреждению клеток и отмиранию тканей.

 12.  Патоген может выделять вещества, стимулирующие рост тканей растения.

 13.  Быстрое распространение от клетке к клетке.

 14.  Каждый патоген приспосабливается паразитировать в наиболее подходящие для него фазы развития растения (когда клетка не может оказать сопротивления).

 15.  Внедрение в корни и «кража» питательных веществ.

 16.  Оплетение побега и лишение растения органических веществ (вьюнок и картофель).

 17.  Патогены подавляют процесс распознавания или устойчивость клетки хозяина и устанавливают псевдо-симбиотическую ассоциацию с клетками хозяина.

 18.  У патогенов происходит движущая форма естественного отбора.

 19.  У патогенов происходят мутации.

 20.  Петров крест — пример паразитического растения.

 21.  Например: бактерии псевдомонас с помощью специального белка поддерживают на мембране отрицательную температуру и выращивают острые кристаллы льда, с помощью которых пробивают брешь в защитных слоях растений.

 22.  Привлечение на растение более крупных вредителей с целью разрушить защиту и «пробраться» к растению.

Критерии проверки задания B7

 1.  Мартышки не могут произносить много разных слов (звуков), так что довольствуются тем, что есть (кроме ещё одного странного звука (бум-бум, который производится совсем по-другому и используется в других ситуациях), мартышкам другие «слова» недоступны; есть только эти два «слова» с исходно очень расплывчатым значением, которое конкретизируется за счёт условий, в которых мартышки живут, потому как эти условия диктуют те смыслы, которые им необходимо выражать).

 2.  Сбор вместе — это тоже важно.

 3.  Cочетаемость сигнала сбора с сигналами опасности.

 4.  В случае появления орла или падения дерева требуется предпринимать срочные действия (спрятаться от опасности, убежать с того места, куда может упасть дерево), а при появлении леопарда достаточно с помощью звуков дать поянть леопарду, что его засада обнаружена — тогда он отказывается от поведенческого стереотипа «охота из засады» и уходит.

 5.  Подробное объяснение сочетаемости сигналов. Например: для двух «слов» (P и H) есть 4 возможных комбинации: P*H*, P*, H*, H*P* и три смысла: «большая опасность (сверху)», «опасность, которая не требует действий» и «сбор стаи». Если предположить, что сигнал Н вызывает у мартышек высокую степень возбуждения (так как сами сигналы являются врождёнными, то они могут быть и ранжированы по срочности), то именно он должен использоваться в ситуации высокой опасности. После этого отпадают варианты Н*. Сигнал Н*Р* тоже на самом деле не может быть более задействован для выражения других смыслов, так как это либо приводило бы к «ложным тревогам», когда после сигнала Н мартышки бы бежали прятаться, когда это не необходимо, либо мартышкам надо было бы ждать, не появится ли Р после Н и в случае наличия орла они бы на некоторое время оказывались в опасности. Остаётся два сигнала и два значения. Так как ситуация появления леопарда не требует никаких действий, для неё достаточно сигнала минимального возбуждения. Для ситуации сбора остаётся последний вариант.

 6.  P — просто опасность/предупреждение, а H — важный сигнал.

 7.  Разумные предположения переводов на русский язык типа: P — земля, а Н — небо; P — покидание территории, бегство, Н — обороняться, защищаться, прятаться; P — опасно!, H — важно!; и т. п.

 8.  И для сигнала опасности, и для сигнала сбора используются слова, соответствующие повышенному уровню возбуждения и тревожности животных, концентрации внимания, необходимости достаточно быстро выполнить какие-либо действия.

 9.  Объяснение причин скудного словарного запаса мартышек.

 10.  Звукоподражание хищникам (орлу и леопарду) — используется для их идентификации.

Лингвистика

Было предложено 3 задания (L1, L2, L3).

Каждое задание проверялось по критериям.

Критерии обозначены латинскими буквами в алфавитном порядке.

В качестве результата проверки каждой задачи перечисляются в алфавитном порядке те критерии проверки, которые соответствуют данному решению. Если решению не соответствует ни один критерий или решение данной задачи участником вообще не сдавалось, это отмечается знаком «-».

Все оценки перечислены по порядку через пробел.

Ниже перечислены критерии проверки по каждой задаче.

Критерии проверки задачи L1

 A  Порядок слов в урарина: дополнение — сказуемое — подлежащее.

Ответ на задание 1:

 B  Переводчик перепутал дополнение и подлежащее во фразе 7. Должно быть: Птица увидела ягуара.

Ответ на задание 2:

 C  Пёс увидел лису — arulari kwaraa reemae.

 D  Птица увидела птицу — tahaae kwaraa tahaae.

 E  Крыса увидела ягуара — hanulari kwaraa sa.

Положительная оценка по критериям  C ,  D ,  E  ставится при правильном выборе лексики и порядка слов; несущественные описки не влияют на оценку.

Критерии проверки задачи L2

При образовании множественного числа:

 A  в переходных глаголах удваивается часть, состоящая из первых двух слогов;

 B  к непереходным глаголам, обозначающим быстрые, резкие движения, добавляется приставка fe-
(засчитываются и другие описания значения, позволяющие выделить группу глаголов ‘лететь’, ‘убежать, спастись бегством’ и ‘врезаться столкнуться’);

 C  в прочих непереходных глаголах удваивается первый слог.

Ответ на задание:

Положительная оценка по критериям  D ,  E ,  F ,  G ,  H  ставится при правильном выборе приставки / способа удвоения во множественном числе; несущественные описки не влияют на оценку.

Критерии проверки задачи L3

Окончание определённой формы зависит от рода и от того, на что заканчивается слово в неопределённой форме:

Иное
Мужской род A  -i (вместо ) B  -u
Женский род C  -a (вместо ) D  -a

Ответ на задание:

№ п/пНеопределённая формаОпределённая формаРодПеревод
1zogzoguмптица
2lopëlopaжкорова
3kalëkaliмлошадь
4ushtriushtriaжармия
5panterëpanteraжпантера
6piskpiskuмузел
7galerigaleriaжгалерея
8njerinjeriuмчеловек
9burrëburriммужчина, муж
10 E  djalëdjaliммальчик
11kafshëkafsha F  жзверь
12bari G  bariuмпастух
13 H  krahkrahuмрука
14 I  mollëmollaжяблоко
15peshkpeshku J  мрыба
16ballë K  balliмлоб
17 L  fuqi
 M  *fuqië
fuqiaжсила
18fjalë N  fjalaжслово
19shtëpi O  shtëpiaждом
20qiriqiriu P  мсвеча
21 Q  shokshokuмтоварищ

Примечание к пункту  M . Теоретически возможен и вариант *fuqië, но нам не встретилось ни одного слова женского рода на ‑ië и поэтому мы его отвергаем. Отсутствие этого пункта не снижает оценку за решение задачи.

Астрономия и науки о Земле

Было предложено 7 заданий (G1–G7). При проверке каждого задания отмечалось, каким пунктам критериев проверки соответствует этот ответ. В таблице результатов для каждого задания в скобках перечислены номера пунктов критериев проверки, соответствующие ответу участника на это задание. (Задания, которым не соответствует ни один из пунктов критериев, не указаны. Случай, когда ни одному ответу не соответствует ни один пункт критериев, обозначается в таблице знаком «-».)

Критерии проверки задания Z1

 1.  Наклон оси вращения Земли, конфигурация границы день/ночь.

 2.  Солнце в разное время года восходит с разных сторон горизонта. Поэтому граница день/ночь тоже ориентирована по-разному. В частности, она не может быть всегда ориентированной вдоль меридиана.

 3.  Разная продолжительность светового дня на разных широтах. Полярный день и полярная ночь.

 4.  Описанная в задании ситуация возможна в период с осеннего равноденствия до весеннего равноденствия (в осенне-зимний период для северного полушария).

 5.  Под словом «заход» имеется ввиду покрытие Солнца Луной во время солнечного затмения.

Критерии проверки задания Z2

 1.  Упоминание метода параллакса.

 2.  Относительно подробное описание метода параллакса.

 3.  Погрешности метода параллакса, увеличение погрешности с увеличением расстояния.

 4.  Время наблюдений, необходимое для использования метода параллакса.

 5.  Ограничения на место и время (продолжительность) наблюдений.

 6.  Упоминание фотометрического метода.

 7.  Относительно подробное описание фотометрического метода.

 8.  Цефеиды (зависимость между периодом изменения блеска цефеид и их светимостью).

 9.  Погрешности и ограничения методов, основанных на фотометрии. Необходимая длительность наблюдений.

 10.  Расширение вселенной, формула Хаббла, красное смещение.

 11.  Редкие астрономические события (взрывы сверхновых и т. п.), наблюдение которых может дать дополнительную полезную информацию для определения расстояний.

 12.  Наблюдения со спутников из космоса.

 13.  Интерферометрические наблюдения для уточнения направлений на объект.

 14.  Использование для наблюдений различных диапазонов длин волн.

 15.  Другие усовершенствования технического характера.

 16.  Другие фундаментальные идеи, позволяющие определить расстояние до звёзд.

 17.  Организационные меры, в том числе общедоступные базы данных по астрономическим наблюдениям.

 18.  Названы конкретные астрономические обсерватории и отдельные инструменты.

 19.  Замечание про скорость света (чтобы определить положение звезды в какой-то момент, нужно дождаться, пока испущенный в этот момент свет дойдёт до наблюдателя).

Критерии проверки задания Z3

 1.  Любое определение (описание) термина «парниковый эффект».

 2.  Описание механизма парникового эффекта.

 3.  Величина парникового эффекта на Земле.

 4.  Парниковые газы на Земле.

 5.  Вода — положительная обратная связь с концентрацией других парниковых газов в земной атмосфере.

 6.  Целесообразность уменьшения выброса парниковых газов в атмосферу.

 7.  Парниковый эффект на Венере.

 8.  Парниковый эффект на Марсе.

 9.  Другие планеты и тела Солнечной системы (отсутствие парниковых газов в атмосфере или самой атмосферы).

 10.  В молекуле парниковых газов должно быть 3 или больше атомов.

 11.  Объяснение механизма возбуждения молекулы газа в ИК-диапазоне.

Критерии проверки задания Z4

 1.  Верный ответ («вдоль параллели», «на восток», «на запад»).

 2.  Пояснение к правильному ответу.

 3.  Разбор тонких динамических эффектов.

Критерии проверки задания Z5

 1.  Правильный ответ (упоминание события покрытия звезды планетой и кольцами).

 2.  Краткие пояснения к правильному ответу.

 3.  Развёрнутые пояснения и комментарии.

Критерии проверки задания Z6

 1.  Засушливый климат, относительная и абсолютная влажность.

 2.  Абсолютная влажность в пустыне.

 3.  Тепловые помехи в пустыне.

 4.  Загрязнённая атмосфера в пустыне.

 5.  Необходимость охлаждения регистрирующих ИК-элементов телескопа.

 6.  Предложения более удачного места размещения ИК-телескопа на Земле.

 7.  Обоснование предложения места размещения.

 8.  Примеры ИК-телескопов с указанием места размещения.

Критерии проверки задания Z7

 1.  Предложен способ оценки значения угла наклона.

 2.  Приведено обоснование способа оценки угла наклона.

 3.  Приведён соответствующий этому способу алгоритм обработки изображения галактики.

 4.  Приведена итоговая формула для расчёта.

Литература

Было предложено 5 заданий (T1–T5). Каждое задание оценивается в баллах по отдельным пунктам критериев, баллы суммируются.

В таблице для каждого задания указана сумма баллов и, если сумма больше нуля, в скобках указаны баллы по отдельным пунктам критериев, из которых эта сумма складывается (они перечисляются в том же порядке, в каком эти пункты указаны в критериях).

Критерии проверки задания T1

№ п/пФормулировка вопроса (задания).Максимум баллов за ответ.
1Почему и звероловы, и мудрецы кажутся смешными чудаками?3
2Мир вокруг них — тоже странный или обычный?3
3Назовите другие стихотворения, где смешные ситуации создаются при помощи описания чего-либо странного, глупого, нелогичного.4
4Дополнительные баллы.3

Критерии проверки задания T2

№ п/пФормулировка вопроса (задания).Максимум баллов за ответ.
1Назовите авторов книг, отрывки из которых вы прочитали.1
2Сравните отрывки. Одинаковые ли в них описаны события? Одинаково ли вы представляете похожих героев? Что заставляет вас так думать?3
3Как вы считаете, одна из этих книг — только перевод другой или правильнее было бы сказать, что это две разные сказки?4
4Если бы вы сами переводили иностранную сказку, то изменили бы в ней имена героев, слова заклинаний, названия волшебных стран? Почему?2
5Дополнительные баллы.3

Критерии проверки задания T3

№ п/пФормулировка вопроса (задания).Максимум баллов за ответ.
1Что такое фигурные стихи? Объясните своими словами.1
2Как в тексте связаны форма и содержание? Почему выбрана именно форма пирамиды? Какие образы из этого стихотворного текста помогают создать цельную картинку?3
3Какие ещё известные вам авторы экспериментировали с графической поэзией?2
4Составьте своё фигурное стихотворение любой выбранной (придуманной) вами формы.4
5Дополнительные баллы.3

Критерии проверки задания T4

№ п/пФормулировка вопроса (задания).Максимум баллов за ответ.
1Как вы считаете, что в данном контексте означают слова «отравляющая книга»?1
2Какое изобразительное средство заключено в этом выражении?1
3Какую роль сыграла эта книга в жизни Дориана Грея?4
4Назовите произведения мировой литературы (русской и зарубежной), в которых герои под влиянием прочитанных книг совершали важные поступки. Есть ли среди ваших примеров персонажи, «отравленные» книгами?4
5Дополнительные баллы.3

Критерии проверки задания T5

№ п/пФормулировка вопроса (задания).Максимум баллов за ответ.
1Кому адресованы слова обоих произведений?1
2К какому жанру можно отнести оба произведения, несмотря на временну́ю дистанцию?1
3Откуда этот жанр мог быть известен авторам?1
4О каких качествах человека говорят авторы?3
5Представьте, если бы они встретились, то в чём бы могли согласиться друг с другом, а о чём поспорить? Порассуждайте на эту тему.4
6Дополнительные баллы.3